Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Работать бок о бок с неповторимым Зиновием Гердтом считали честью лучшие режиссеры страны. Его персонаж мог появиться в картине всего на несколько минут, но непременно становился одним из самых запоминающихся. Вот только далеко не каждая роль становилась дорога самому артисту.

Какие фильмы едва не поссорили Зиновия Гердта с Роланом Быковым? Почему его единственная главная роль осталась почти неизвестной? Как поэзия помогла Гердту стать профессиональным артистом? И за что он не любил картину, которая принесла ему всесоюзную славу?

Один из лучших учеников великого Арама Хачатуряна Алексей Рыбников, которого с юности называли музыкальным гением, всерьез увлекся детской песне во многом благодаря Леониду Нечаеву – режиссеру, снявшему фильмы "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку". Взявшись за эту работу, Рыбников решил, что в случае неудачи, обязательно бросит музыку. К счастью, этого не произошло.

Детские песни Алексея Рыбникова принесли фильмам Нечаева немалый успех. Их поют и сегодня. Возможно, потому, что песенки Буратино и Красной Шапочки написал настоящий мастер, для которого музыка была и остается самым серьезным занятием на свете.

Эти песни звучали по радио и в кино. А также на подпольных концертах. Под них танцевали в ресторанах. Их знали все. Поэтому они и прозвучали в фильме "Афоня".

Как "Афоня" остался без собственного шлягера? Почему неформальные рок-группы презирали официальные вокально-инструментальные ансамбли? И на каких "низменных" инстинктах сыграл режиссер, чтобы заполучить в свой фильм "Машину времени"?

Актер и режиссер Ролан Антонович Быков ушел из жизни в 1998 году. Однако зрители помнят его до сих пор, потому что в советском кино это была очень заметная и ни на кого не похожая фигура.

Как Ролан Быков придумывал своих персонажей и почему за ним закрепилась слава "неудобного" актера? Кто поддержал его решение заняться кинорежиссурой? Почему главный фильм своей жизни Ролан Быков посвятил школе? И как "маленькому человеку" удавалось снимать большое кино?


В 1970-х годах ВИА "Песняры" были популярны не только среди любителей музыки, но и у кинематографистов. Кинорежиссеры часто обращались к ансамблю с просьбой записать песню для фильма. И "Песняры" всегда их выручали, зачастую не подозревая, что записывают новый шлягер.

Какой фильм спас "Песняров" от забвения? Почему музыканты поначалу не хотели включать в свой репертуар будущий всенародный шлягер? Как "Песняры" едва не сорвали прямой эфир Центрального телевидения СССР? И какие трагедии преследовали создателей песни "В минуты музыки печальной"?

Добрый взгляд, неповторимые интонации, запоминающийся говор. Анатолия Папанова знала и любила вся страна. Он был поистине народным артистом – талантливым и самобытным.

Миллионы зрителей запомнили и полюбили Папанова как комедийного актера. Но в фильмографии Папанова немало ролей совсем иного характера. Какая роль больше всего досаждала Анатолию Дмитриевичу?

Зачем Папанова и Юматова запирали в одном номере ленинградской гостиницы? Почему Елена Папанова до 15 лет жила отдельно от родителей? И за что актер не любил фильмы, которые принесли ему популярность?

"Удивительная у меня профессия - актер", - такими словами Михаил Козаков начал свою автобиографическую книгу, в которой собрал все значимые для него воспоминания...
Как же удвалась Михаилу Козакову гореть так ярко и не сгорать так долго? Какие роли принесли артисту всесоюзную славу? Кто помог ему запустить в производство телефильм "Безымянная звезда"? И за что Михаил Михайлович любил и ненавидил картину "Покровские ворота?

Все коллеги называют Марину Мстиславовну не иначе, как великая русская актриса. И это неудивительно. То, что она обязательно станет артисткой, маленькая Марина знала с самого раннего детства. Конечно, тогда она еще не подозревала, что станет великой. Но с четырех лет была твердо уверена, что вся ее жизнь будет посвящена театральным подмосткам. Так и случилось. Как в старой доброй сказке.

Девочка выросла и превратилась в принцессу, потом в королеву, а потом в актрису, которая переворачивает представление о профессии, об актерском таланте не только у зрителей, но и у своих коллег. Конечно, можно сказать, что Марине Нееловой повезло. Природа очень щедро одарила актрису.

Но той Мариной Нееловой, которую мы все знаем и любим, ее сделал не только и не столько талант, сколько неутолимая жажда поиска, непрерывная работа неугомонной души. Именно эта работа, этот непрекращающийся поиск раз за разом рождают новых, абсолютно непохожих друг на друга героинь. В каждой из которых есть нечто особенное.

Что же едва не заставило актрису отказаться от одной из своих лучших ролей? Чем режиссер Михалков оскорбил Марину Мстиславовну? Как Марине Нееловой удалось покорить самого Валентина Гафта? И какой талант Марина Мстиславовна всю жизнь скрывает от публики?

Фильм о Владимире Меньшове — это фильм о счастливом упрямстве. О человеке, который многого добился в своей жизни вопреки неверию в его силы окружавших его людей. Однако именно он, Владимир Меньшов — режиссер, взявший «Оскара». Режиссер, знаменитые фильмы которого до сих пор не сходят с телевизионных экранов многих стран, снял всего лишь шесть игровых фильмов, из которых один — дипломный и короткометражный, другой — до сих пор незавершенный, еще с 2008-го года. Получается — четыре. Всего четыре полных метра. И сто девять (!) ролей в кино. Так кто такой Меньшов? Он больше актер или режиссер? Почему он, получивший мировое признание, так мало снимал кино сам?

Отечественные песни – головная боль чиновников и цензоров, но их, как правило, зритель запоминает с первого раза, они становятся настоящими хитами.

Почему же чиновники от киноиндустрии так боятся легкомысленных песенок? Как режиссерам удавалось отстаивать эти забавные музыкальные номера? И как актеры буквально спасали свои любимые песни?

В конце 70-х, когда Советский Союз жил предвкушением Олимпиады, сценарист Виктор Мережко работал над сценарием фильма "Родня", который писался по личной просьбе Нонны Мордюковой.

Актриса не просто так обратилась к Мережко – она знала, что за ним уже давно закрепилась репутация "женского сценариста". Героями его простых историй были простые люди, как правило, женщины – со своими радостями и горестями, обидами и разочарованиями, победами и поражениями.

Из-за чего Виктор Мережко поссорился с Людмилой Гурченко? Как подружился с Анатолием Папановым? Какие родственники стали прототипами героев в его лучших сценариях? И как вообще простой ростовский парень покорил вершины отечественного кинематографа?


В этом фильме гусару Боярскому пришлось дважды менять свой голос и внешность почти до неузнаваемости. Елена Коренева вообще оказалась под запретом, в том числе из-за вокальных данных, а Андрею Попову пришлось отстаивать свою честь поющего актера похлеще, чем гусару на дуэли.

Чем поэт Юлий Ким поразил дирижера Сергея Скрипку? Что не устроило худсовет в актерской игре Михаила Боярского? И почему режиссеру Светлане Дружининой запрещали снимать музыкальные фильмы?

Балет и кино – казалось бы, что общего у этих, таких разных, видов искусства? Элитарный балет и массовый кинематограф, высокий стиль и развлечение для всех. Однако сколько любимых зрителями ролей было сыграно балетными танцорами. Как эмиграция Годунова отразилась на судьбе его коллег по фильму и по балетной сцене? Чего стоило Наталье Седых перевоплотиться в Настеньку? Каким образом роль Наташи Ростовой поменяла судьбу Людмилы Савельевой? В какой момент съемки в кино вдохновили Майю Плисецкую на свою собственную "Анну Каренину"? И как балетные танцоры становились киноактерами?

Исаака Шварца, казалось бы, нельзя назвать баловнем судьбы, в ранней юности он перенес трагедию – арест и расстрел отца, ссылку, голод. Потом был фронт, тяжелая контузия. И все-таки госпожа удача была к нему благосклонна – его роман с кинематографом начавшийся в детстве, стал делом всей его жизни, и музыка для кино, написанная этим композитором, навсегда вошла в сердца зрителей.

Почему же прославленный композитор боялся первой встречи с поэтом Булатом Окуджавой? Как его музыка вдохновляла актеров на подвиги? И чем "сиверский отшельник" Исаак Шварц так привлекал женщин?

Блистательная Лариса Долина давно завоевала свое место на эстраде. Но и кинематограф в ее судьбе сыграл заметную роль. Ведь Долина не только пела за кадром, но и сумела проявить себя как актриса.

Чем поразила певица из Одессы режиссера Светлану Дружинину? В чем был секрет идеального дуэта из фильма "Обыкновенное чудо"? И почему Ларисе Долиной приходилось менять цвет кожи, чтобы попасть на большой экран?

Михаил Боярский – представитель знаменитой актерской династии. Однако родители артиста не хотели, чтобы сын пошел по их стопам.

Почему Боярский не послушал своих близких? Кто из знаменитых актрис помог ему получить первую работу в кино?

Из-за чего один из режиссеров чуть не выгнал Михаила Сергеевича со съемочной площадки? И как роль Д’Артаньяна изменила жизнь артиста?

Уралец Владимир Мулявин как-то приехал в Минск на гастроли, да там и остался. Набрал единомышленников и создал коллектив с патриотическим уклоном – «Песняры». Мулявин не копировал другие ансамбли, не поклонялся западным кумирам. Он пошел своим оригинальным путем – современно и модно аранжировал фольклор. Это и стало изюминкой «Песняров». Как такому необычному коллективу удалось стать одним из самых известных в Союзе? И сколько зарабатывала на гастролях «Песняров» Белорусская филармония? 

Он хотел петь в кино с самой первой роли. Но актерская судьба устроила ему злой розыгрыш. Он мечтал быть мушкетером, но лишь волей случая стал гардемарином. В нем видели только наивного романтика. И мало кто знал, какие страсти и страхи скрывались за обманчивой внешностью.

Кто заставил Дмитрия Харатьяна запеть? Как Харатьян конкурировал с Александром Градским и Валерием Леонтьевым? И почему молодой артист решил перепеть самого Олега Анофриева?


Критики называли их гениальными, режиссеры засыпали предложениями о съемках, зрители обожали.

Николай Рыбников, Евгений Леонов и Вячеслав Тихонов не только обладали почетным званием Народного артиста, они были обласканы народной любовью.

Из-за чего не сбылось заветное желание Николая Рыбникова? Кто открыл драматический талант Евгения Леонова? Почему Вячеслава Тихонова считали неперспективным актером? И за что зрители обожали любимых артистов?

Очень часто песня, прозвучавшая в фильме, ассоциируется у нас с актером, которого мы видим на экране. Но иногда за актера исполнять песню приходится совсем другому человеку, и тому есть множество причин.

Почему петь вместо Олега Даля было практически невозможно? Как Никита Михалков, найдя исполнителя песни "Губы окаянные", превратил ее запись в пытку для артиста? И за кого из трех мушкетеров не только пел, но и говорил другой актер?

Популярное