Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

"Нежность" Александры Пахмутовой и Николая Добронравова вошла в золотой фонд советской песни. Но прежде ей пришлось пережить немало приключений. Мастера эстрады поначалу наотрез отказывались исполнять эту песню. Ее слова многим казались слишком тяжелыми. А для кого-то этот гимн всех влюбленных, волею судеб оказавшихся в разлуке, и вовсе прозвучал как роковое пророчество. Зачем поэта заставили написать "мужскую" версию песни? И на кого цензоры пытались заменить в тексте Антуана де Сент-Экзюпери?


Едва ли мы можем представить свое существование без любимых мелодий и песен, с которыми наша страна жила и побеждала. «Легенды музыки» - это цикл, посвященный знаменитым хитам разных жанров и эпох, их создателям и исполнителям.. Истории самых любимых певцов, артистов и композиторов. Истории судеб, наполненных музыкой.

 

Добавлен выпуск 18. Приключения Электроника

Восторженные послания писали главным героям фильма - братьям-близнецам Торсуевым и… композитору Крылатову! Правда, зрители даже не догадывались, что во время съемок самые большие сложности возникли именно с песнями.

 

Все выпуски 2022 года:
1. Музыкальные программы ЦТ
2. Сергей Захаров. Популярность, тюрьма и любовь на всю жизнь
3. Александр Градский. Отец русского рока
4. Надежда Бабкина
5. Легенды Большого театра
6. Николай Караченцов
7. Песни военного кино
8. Владимир Дашкевич
9. Лора Квинт
10. Музыка в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"
11. Группа «Ялла»
12. Спасская башня
13. Юрий Визбор
14. Юрий Энтин
15. Вячеслав Малежик
16. Юрий Ряшенцев
17. Вика Цыганова
18. Приключения Электроника


«Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Эта фраза героя фильма «Москва слезам не верит» отражает начало новой эпохи, в которой новые люди: режиссеры, операторы, ведущие, редакторы будут создавать новый мир. Такой таинственный и загадочный. Как зарождалось и менялось телевидение? Что осталось за кадром, чего никогда не увидят телезрители? Кто зажигал, а кто гасил звезды экрана? Ведущий программы Александр Стриженов, используя магию телевидения, окажется в старых студиях и аппаратных, побеседует с властителями эфиров прошлого и расскажет обо всех секретах обратной стороны голубого экрана в этом цикле.

 

Добавлен выпуск 12. Анна Шатилова

Что на самом деле скрывается за внешней успешностью и безупречностью королевы эфира?

 

Все выпуски 2022 года:
1. Владимир Ухин
2. Евгений Кочергин - голос эпохи восьмидесятых
3. Юлия Белянчикова
4. Анна Шилова
5. Владимир Маслаченко
6. Арина Шарапова
7. Сергей Лапин
8. Анатолий Лысенко
9. Андрей Разбаш
10. Ираклий Андроников
11. Надежда Румянцева
12. Анна Шатилова


Они стали легендами при жизни. Блистали на киноэкране и на сцене театра. Их любили, ими восхищались... Но что скрывалось за красивой обложкой их жизни? Неизвестные истории о людях, внесших неоценимый вклад в советское кино.
 

Добавлен выпуск 14. Игорь Ильинский

Его считали главным комиком советского кино и часто сравнивали с Чарли Чаплиным. И он гордился своим амплуа. Но в жизни был совсем другим – редко улыбающимся и очень закрытым человеком.



Аркадий и Георгий Вайнеры вошли в историю литературы как Братья Вайнеры. Вдвоем они создавали шедевр за шедевром. Их детективы успешно экранизировались, а фильм "Место встречи изменить нельзя", снятый по роману "Эра милосердия", стал культовым. Они были неразлучны и, казалось, ничто не сможет расстроить их многолетний творческий тандем. Но даже самые крепкие союзы дают трещины. Что рассорило неразлучных братьев? Протянули ли они друг другу руки перед последним расставанием?


Удивительно, но многие песни времен Гражданской войны звучали по обе стороны фронта. Просто слова были разными. И "Полюшко-поле", и "По долинам и по взгорьям" с одинаковым воодушевлением пели и красные, и белые. Менялся лишь идеологический акцент. А на мелодию марша "Прощания славянки" слова придумывались много раз – опять же в зависимости от политической ориентации исполнителей. Каким чудом старинный романс "Белая акация" превратился в хрестоматийный марш "Смело мы в бой пойдем"?


Когда-то в этом легендарном московском здании был «Дом анархии», Коммунистический университет, а потом – ТРАМ, театр рабочей молодежи. Днем актеры стояли у станка, а вечером играли спектакли. Со временем труппа стала профессиональной, а театр поменял название на Московский театр имени Ленинского комсомола. Сегодня его знают как «Ленком».


Фильмы про маньяков и серийных преступников всегда пользуются у зрителей популярностью. Но каково это – сыграть маньяка, стать им хотя бы на время, попытаться понять мотивы убийцы? Актёр Юрий Ицков, играя маньяка, не пытался залезть в его шкуру, потому что испытывал к нему огромное отвращение. Дмитрий Нагиев чувствовал то же самое к своему персонажу-душегубу и не знал, на что внутри себя опереться, изображая его...


Впервые джаз в Советскую Россию завез энтузиаст современной музыки в 1922 году. С тех пор его как религию распространяли, невзирая на запреты и препятствия, именно энтузиасты. Джаз всегда шел наперекор всему официальному и традиционному. А от запретов и притеснений становился только ярче и сильней. За что джаз в СССР так любили одни и так боялись другие? Почему музыканты любыми путями обходили запреты и готовы были ради любимой музыки рискнуть всем? Был ли советский джаз чем-то большим, чем просто музыка? И как он пробивал себе путь в условиях тотального контроля и несвободы?


Русская деревня в привычном ее виде сохранилась в нашей памяти благодаря любимым фильмам. В них люди живут счастливо и работают с завидным азартом. Но так ли было на самом деле? Приносил ли удовольствие труд на земле от рассвета до заката? И та ли вообще деревня попала на экраны? Или же искусство скрывает от нас тяжкий быт, грубые нравы, лишения, зависть и желание покинуть деревню ради пышной жизни в городе?


Почему отец Светланы Тома после премьеры фильма "Табор уходит в небо" не разговаривал с ней целый месяц? Как Леонида Филатова так и не уговорили снять джинсы для постельной сцены в фильме "Экипаж"? И куда спрятался оператор картины "...А зори здесь тихие", чтобы не смущать молодых актрис во время съёмки сцены в бане?
 



18 октября 1942 года в осажденном Ленинграде открылся новый театр, который горожане сразу неофициально назвали «блокадным». Сегодня он известен как Театр имени В.Ф. Комиссаржевской. Возникновение этого театра после самой жестокой и трагичной для Ленинграда зимы, в разгар войны и в блокированном немцами городе вошло в число уникальных событий истории мирового искусства. Театр открыли спектаклем по пьесе Константина Симонова «Русские люди». На премьеру пришли сотни ленинградцев. Спектакль играли под грохот вражеского артобстрела, но ни один человек не покинул зрительный зал. Кто и как в тяжелейших условиях блокады создавал уникальный театр? 


Алексею Баталову съемки в фильме "Москва слезам не верит" могли стоить не только здоровья, но и репутации. Ирина Муравьева возненавидела свою героиню. Александру Фатюшину вслед за его героем до конца жизни сочувствовали, поскольку считали горьким пьяницей. А Владимиру Меньшову и вовсе пророчили оглушительный режиссерский провал. В итоге – шквал критики и "Оскар" в Голливуде. Банальный сюжет про советскую Золушку превратился в историю на все времена.


В новой России телевидение зачистили от советских дикторов и устаревших форматов. "Ящик" превратился в главное развлечение для всей страны. Владислав Листьев, Сергей Супонев, Урмас Отт, Дана Борисова... Трагическая гибель и балансирование на грани между жизнью и смертью. Сколько стоил успех телезвёзд в 90-е?
 


Когда мы говорим "советская культура", то первый ассоциативный ряд – это "цензура", "пропаганда", "давление и подавление". Как это было на самом деле? Всегда ли советский художник был рабом власти или он мог оставаться свободным творцом? Всегда ли цензура – это система запретов или это система сдержек и противовесов? Свобода художника – главное условие его творчества?


В 90-е народ требовал нового во всём – в том числе и новых музыкальных форматов. Страшно шумели доморощенные металлисты, даже заслуженные артисты заигрывали с публикой, а молодёжь тащилась от песен на запрещённые ранее темы в непривычном для России жанре – хип-хоп. Богдан Титомир, Децл, Сергей Крутиков, назвавшийся Михеем, Мистер Малой... Михей был кумиром молодёжи в 90-е, песню "Сука-любовь" знали от Москвы до Дальнего Востока. Но он ушёл из жизни совсем молодым... Как выжили Шура и Децл? Каким был хип-хоп российского разлива? Где они сейчас – звёзды той эпохи?


Прототипом героя фильма "Щит и меч" Александра Белова стал знаменитый советский разведчик Александр Святогоров. Именно он, вместе с великим диверсантом Ильей Стариновым, уничтожил фашистского генерала Георга фон Брауна, возглавлявшего оккупационные силы Германии в Харькове, и организовал уникальную операцию по разгрому Люблинской школы диверсантов, где готовились кадры для совершения терактов на территории СССР.


12 и 13 июня 1989 года на Центральном стадионе имени В.И. Ленина состоялся первый международный рок-фестиваль. Концерт собрал свыше 100 тысяч зрителей. Советская молодежь тогда увидела и услышала признанных мировых кумиров: Scorpions, Bon Jovi, Ozzy Osbourne, Cinderella, Motley Crue. Приезд западных звезд казался ожившей фантастикой.

Фестиваль стал не только музыкальной, но и важной политической акцией. Вся мировая пресса писала о том, что СССР и США, долгое время находившиеся в состоянии «холодной войны», наконец-то стали налаживать дружественные отношения на культурном фронте. Приезд западных музыкантов разрушил мифы и стереотипы о Советском Союзе как о суровой и закрытой стране. Но что осталось за кадром этой музыкальной революции? Главный организатор фестиваля - музыкант и продюсер Стас Намин, а также некоторые участники согласились поделиться своими личными воспоминаниями.



"В бой идут одни "старики" – главное кино в жизни режиссера Леонида Быкова. Причем за победу ему пришлось сражаться не только на экране, но и в жизни. Историю о поющей эскадрилье назвали клоунадой, сценарий зарубили, а одного из главных героев довели до сердечного приступа. На съемках, казалось, случилось все, что только могло: и катастрофы, и творческие озарения, и предательство, и любовь... В довершение всего фильм попытались отправить на полку. Но он все же пробился на экран.


"Джентльмены удачи" по праву вошли в золотой фонд советской кинокомедии. Хотя проект не раз был на грани закрытия: сценарий, написанный Георгием Данелия и Викторией Токаревой, не нравился худсовету, на съемках пожара Раднэра Муратова едва не лишили зрения, ко всему прочему выяснилось, что режиссер картины смертельно болен. Но вот что удивительно: фильм, который только в первый год проката посмотрели 65 миллионов человек, прославил всех своих создателей, кроме одного человека – Александра Серого.


Популярное