Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

В 1983-ем году режиссер Владимир Бортко приехал в Москву сдавать свой фильм "Блондинка за углом". Он ожидал, что чиновники Госкино потребуют от него некоторых переделок, но не был готов к тому гневу и раздражению, которые вызвала у них сатирическая комедия с Андреем Мироновым. На доработку картины по требованию бдительных цензоров у режиссера ушло почти два года. В конце концов, заключительная версия фильма очень сильно отличалась от утвержденного к съемкам сценария. Какие сцены лирической трагикомедии цензоры заставили убрать во время монтажа? Почему картину Владимира Бортко назвали пасквилем на советскую действительность? И что пришлось сделать режиссеру, чтобы "вредный и порочащий социалистический строй" фильм все-таки вышел в прокат?

В декабре 2011 года на концерте памяти поэта Леонида Дербенева примадонна российской эстрады Алла Пугачева со сцены обратилась к композитору Александру Зацепину, предложив забыть обо всех обидах. До этого момента они не общались почти три десятилетия. А все из-за истории, произошедшей во время работы над фильмом "Женщина, которая поет". Эта картина стала лидером кинопроката 1979 года. 55 миллионов человек стремились узнать подробности личной жизни самой известной в СССР певицы – Аллы Пугачевой. Что же случилось в период создания киноленты? Из-за чего произошел конфликт? И почему успех картины не смог примирить бывших друзей?

Оля и Яло из "Королевства кривых зеркал", Коля Герасимов из фильма "Гостья из будущего", Кай из "Снежной королевы"... Маленькие звёзды большого советского кино, кумиры миллионов. Почему они так рано ушли из жизни? И что сломало их судьбы?

Путь Леонида Гайдая к признанию был нелегким, а порой и трагичным. Его первые комедии потерпели фиаско. Киночиновники обвинили Гайдая в антисоветчине и пригрозили выгнать режиссера как из профессии, так и из партии. Он уже был готов уйти из кино, но однажды наткнулся на сатирический фельетон, который резко изменил его жизнь. В 1961 году на экраны страны выходит новелла "Пес Барбос и необычный кросс". Короткометражка Леонида Гайдая имела успех не только в СССР, но и за рубежом. Ее купили более 100 стран, она получила несколько престижных международных кинопризов, а режиссер, наконец, был признан успешным комедиографом. В этом же году он снял еще одну короткометражку о приключениях троицы – "Самогонщики". Так Леонид Гайдай доказал всему миру, что его первые неудачи в кино были лишь стечением обстоятельств, а у него впереди – большое будущее. Как после череды провалов Гайдай стал королем советской кинокомедии? 

В марте 1924 года в Нью-Йорке открылась грандиозная выставка русского искусства. Было представлено около тысячи работ - Кустодиев, Бакст, Петров-Водкин… Но наибольшим успехом пользовались полотна Василия Поленова. Однако ни одно из них в Россию уже не вернулось! Куда же делись картины прославленного художника? Были ли они проданы? 

Да, некоторые из них, но ещё вопрос, какие именно: списки на этот счёт у организаторов выставки разнятся! Может, какие-то полотна Поленова были проданы тайком?

Нельзя исключать и более печальный исход: что те картины Поленова, которые не нашли на выставке своего покупателя, всё же вернулись домой, но были уничтожены! Ведь все привезённые за океан работы художника входили в цикл "Жизнь Христа", а с подобным советская власть нещадно боролась, особенно тогда.

Мы попробуем провести собственное расследование и выяснить неизвестные подробности "заокеанской одиссеи" Василия Поленова. И, конечно, попытаемся напасть на след его пропавших шедевров!



Многие люди, рожденные в СССР, до сих пор вспоминают свою счастливую жизнь. Они получали квартиры от завода и бесплатно лечились, пели комсомольские песни и ругались в коммуналках, брали на ночь самиздатовскую книжку и мечтали хоть раз в жизни съездить за границу. И, конечно, радовались елке с «правильным» запахом, майонезу с «натуральным» вкусом, ароматным мандаринам, любимым фильмам и праздничным витринам универмагов. В этом выпуске мы вместе еще раз вспомним, каким был Советский Союз.

Раньше шампанское пили разве что в новогоднюю ночь. Шутка ли, бутылка игристого стоила больше шести рублей — почти как две бутылки водки. При этом, никто не знал, что настоящее шампанское — это сухое или даже брют, и все гонялись за полусладким.

В другие дни пили что попроще. Стакан разливного сухого вина на юге страны стоил от 12 до 14 копеек, а кружка «Жигулевского» в ленинградской пивной — 25 копеек. Причём, в пиво для полноты ощущений часто добавляли водки из знаменитой четвертушки, после чего можно было угодить в вытрезвитель. Впрочем, в новогоднюю ночь пьяных милиционеры развозили по домам — как обычное такси. Было и на что опохмелиться — пустая бутылка в пункте приёма стеклотары стоила от 12 до 20 копеек, и у кого-то под ванной накапливались целые состояния.

О том, как проходили наши родные застолья, Михаилу Боярскому рассказывают Алла Пугачева, Николай Фоменко, Евгения Добровольская, Валерий Баринов и Виктор Логинов. А бывший бармен Валерий Сюткин даже делится рецептом незабываемого ликёра «Шасси», вкус которого знал каждый авиамеханик того времени.

Меломаны 80-х знали, где раздобыть японскую магнитолу или хотя бы дефицитный советский двухкассетник. Возможность послушать любимую музыку в то время было чем-то вроде увлекательной и азартной охоты. Меломаны гнались за новыми кассетами, вырезками из иностранных журналов и значками с портретами кумиров. Как сэкономить батарейку и прокрутить пленку с помощью карандаша? Сколько студенческих обедов стоит плакат Modern Talking? И чьи хиты на первых страницах школьного песенника? Давайте вспомним вместе!

Группа "Ласковый май" в конце 1980-х совершила настоящую музыкальную революцию. Для страны, в которой песнями для подростков, в лучшем случае, считались "Эй, моряк" и "Крылатые качели", "Ласковый май" стал настоящим лекарством. Это были современные западные ритмы, актуальные темы и искренние чувства. Именно музыка стала одним из тех "обезболивающих", которое спасло страну в период самого серьёзного поворота в её истории. Именно после них на несколько десятилетий российская эстрада перешла с живого звука на фонограмму, творчество сменилось шоу-бизнесом, а во главу угла было поставлено не мнение критиков, а вкусы и желания аудитории.

Рязанов, Гайдай, Данелия. Эти режиссеры создали комедии, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы знаем их наизусть, но все равно каждый праздник пересматриваем вновь и вновь. Однако в карьере советских комедиографов далеко не все было безоблачно. Не все их картины были признаны успешными. Как они отстаивали свои работы в борьбе с придирчивым худсоветом? Что помогало режиссерам пережить критику, неудачи и вновь вернуться к работе? И как создавались самые известные и любимые страной фильмы?

24 марта 1965-го года на советские экраны вышел фильм "Морозко". Эта киносказка стала 13-ой и, вопреки предрассудкам, самой счастливой работой режиссера Александра Роу. "Морозко" с восторгом приняли не только в нашей стране, но и за рубежом. Летом фильм снимали под Звенигородом, зимой – под Мурманском, за полярным кругом. Как актеры спасались от холода? Кто, несмотря на 30-градусный мороз, сгорал от пылких чувств? И в какой стране советскую киносказку любят не меньше, чем в нашей, и в обязательном порядке показывают по телевизору каждую новогоднюю ночь?

Картина "Чародеи" вышла на советские телеэкраны 31 декабря 1982-го года. Успешной эту премьеру можно было назвать с большой натяжкой. Если она и вызвала интерес, то только у зрителей. Руководство телевидения и критики не пророчили фильму ничего хорошего. Так, в газете "Труд", например, написали, что "чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила". Однако, как говорится, людям свойственно ошибаться. Вопреки всем прогнозам, "Чародеи" уже в течение многих лет являются неотъемлемой частью встречи Нового года. Александра Яковлева, в свою очередь, стала самой любимой ведьмой страны. Как же режиссеру картины Константину Бромбергу удалось сделать, казалось бы, невозможное: с одной стороны, добиться разрешения постановки картины по сценарию запрещенных тогда братьев Стругацких, а с другой – уговорить писателей превратить свою повесть в новогоднюю сказочную историю любви Аленушки и Иванушки? Чем чиновникам не угодил говорящий кот? За что Валентин Гафт обиделся на режиссера? Почему голос певца Леонида Серебренникова так и не прозвучал в картине? И какой след фильм "Чародеи" оставил в жизни Александры Яковлевой?

Картина "Ирония судьбы, или С легким паром!" стала главной новогодней сказкой страны. И даже когда страна изменилась, сказка осталась прежней. До сих пор никакой другой фильм не смог заменить этот. Однако сколько препятствий пришлось преодолеть создателям легендарного фильма, прежде чем его просмотр превратился во всенародную традицию. Удивительно, но сначала от сценария отказались и "Мосфильм", и Госкино. "Нет, это пошло. Это неинтересно. Это история про похождения пьяного доктора в нашей стране. Нет, это невозможно. Поэтому это делать мы не будем" – таков был вердикт чиновников от кино. Однако Эльдар Рязанов был не из тех, кто легко сдается. Он не опустил руки и все-таки сумел найти выход и снять картину на все времена.
Как же ему удалось это сделать? Кто из актеров мог сыграть Женю Лукашина, и что заставило режиссера остановить свой выбор на Андрее Мягкове? Почему роль главной героини в нашей новогодней сказке была отдана иностранной актрисе? Какую роль картина сыграла в судьбе Микаэла и Веры Таривердиевых? Как режиссер Рязанов отомстил худсовету? И зачем Эльдар Александрович записал обращение к зрителям перед премьерой фильма?

В мае далекого 1966-го года в небольшом городке итальянских Альп планировалась операция по нелегальной перевозке в Швейцарию партии драгоценностей. Чтобы переправить бриллианты через границу, мошенники придумали весьма оригинальный способ транспортировки. Именно эта история и дала жизнь бессмертной комедии "Бриллиантовая рука". Впрочем, путь картины на советские киноэкраны оказался весьма непростым. Леонид Гайдай поначалу вообще отказывался от работы над фильмом. Мало кто знает, но всю жизнь режиссер тяготел к кино драматическому. К нашему счастью, признанному комедиографу так и не дали попробовать себя в другом жанре. Однако и всеми любимые комедии давались режиссеру весьма непросто. Киноначальники буквально зверствовали. Авторам приходилось бесконечно отстаивать то сценарные эпизоды, то актеров, то свое художественное видение картины.
За что же комедиограф Рязанов раскритиковал комедиографа Гайдая? Почему чиновники были против участия в фильме Нонны Мордюковой? И что заставило Леонида Гайдая и сценаристов изменить финал картины?

Знаменитая комедия Эльдара Александровича Рязанова "Гараж" – о самых обыкновенных людях. До сих пор кажется невероятным, что пусть и не совсем обычное заседание гаражного кооператива превратилось в одну из лучших картин конца 1970-х годов. Как Рязанову удалось это сделать? Секрет, пожалуй, в том, что кинематографический "Гараж" родился из гаража настоящего. Все, что происходило в сценарии, действительно случилось на заседании гаражного кооператива Мосфильма, на котором, по воле случая, присутствовал знаменитый режиссер. Прототипом какого героя картины стал Эльдар Рязанов? За что режиссер лишил голоса персонажа Андрея Мягкова? Почему Анатолий Кузнецов, знаменитый товарищ Сухов, так и не сыграл в картине? Кого боялись Ольга Остроумова и Игорь Костолевский? Что заставило режиссера обмануть актрису Светлану Немоляеву? И о чем до конца жизни мечтал Эльдар Александрович?

В 20-ом веке киноиндустрия стала главным поставщиком кумиров. Основным информатором был, без сомнений, журнал "Советский экран". В каждом номере читателей ждали фотографии и интервью с любимыми актерами. Репортажи со съемок чередовались с анонсами ближайших премьер. Кроме того, с 1957-го года в журнале стали проводить читательский опрос, на основе которого выбирали фильм года и лучших исполнителей.
Так кем же восхищались советские телезрители? Какой фильм вознес на вершину славы Вячеслава Тихонова? Почему кумир советских женщин Николай Рыбников никогда не становился актером года? И кто был последним народным избранником по версии журнала "Советский экран"?

"Летучая мышь" входит в "пятерку" лучших экранизированных оперетт в советском кинематографе. Эта картина ассоциируется у зрителя с хорошим настроением. Ее традиционно показывают во время праздников. Режиссер Ян Фрид уже в зрелом возрасте не побоялся взяться за новый для себя жанр. Он привлек талантливых актеров и лучших оперных певцов, а также добавил зрелища – яркие костюмы и танцевальные номера. В итоге Фрид добился того, что кинооперетту полюбили миллионы. Главное, режиссер подарил зрителю то, чего так не хватало советским людям – праздника в обычной жизни.
Легко ли на самом деле было снимать этот "легкий жанр"? С какими трудностями столкнулась съемочная группа? И почему этот фильм с удовольствием смотрят до сих пор?

Картина "Место встречи изменить нельзя" с Владимиром Высоцким в главной роли вышла на советские телеэкраны в День милиции – 10 ноября 1979 года. Фильм шел пять вечеров подряд, и во время его показа улицы городов буквально пустели. Уровень уличной преступности упал почти до нуля. В основе фильма лежат реальные события, описанные братьями Аркадием и Георгием Вайнерами в их романе "Эра милосердия".
Как Владимир Высоцкий сначала получил, а потом чуть было не отказался от роли Жеглова? За что он обижался на режиссера Станислава Говорухина? И какая черная кошка пробежала между исполнителем роли Володи Шарапова и создателями сценария – братьями Вайнерами?

Лето 1986-го года. Съемки фильма "Где находится нофелет?" были в самом разгаре. Исполнитель главной роли Александр Панкратов-Черный каждый день возвращался домой без сил, уставший и вымотанный морально. Работа шла тяжело. Каждая съемка сопровождалась скандалом между Владимиром Меньшовым и режиссером картины Геральдом Бежановым. Когда фильм был на половину отснят, Меньшов решил отказаться от этой работы. Бежанов также написал заявление об увольнении.
Что стало причиной этого конфликта? Чью сторону заняло руководство Мосфильма? Почему Владимир Меньшов вообще не должен был сниматься в этом кинофильме? И благодаря чему "нофелет" сумел завоевать любовь зрителей?

1 января 1981 года с самого утра Эльдар Рязанов сидел перед включенным телевизором и смотрел на часы. Он ждал показа своей картины "О бедном гусаре замолвите слово". Режиссер вспоминал все сложности съемочного процесса и не мог поверить, что картину, которую несколько раз порывались закрыть, все-таки покажут. Да еще и в первый день нового года, что считалось почетным и престижным. Эльдар Александрович предвкушал оглушительную реакцию. Начался фильм. Через полчаса после просмотра Рязанов позвонил коллегам и с грустью сообщил, что совершил большую ошибку. Впоследствии он называл эту работу самой многострадальной в своей карьере. Как режиссер буквально с самого начала боролся за этот фильм? На какие уступки и компромиссы он шел? Из-за чего съемки несколько раз останавливали? И как долго Эльдар Рязанов ждал зрительского признания своего "бедного гусара"?

Популярное