Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

1959 год. На съемочной площадке антураж начала 20-х годов, сопровождающий будни уголовного розыска маленького провинциального городка – снимается картина "Испытательный срок". Два начинающих актера Лелик Табаков и Слава Невинный перевоплощаются в бравых комсомольцев, работников УГРО.

Появилась в ленте и еще одна будущая любимица зрителей и коллега Табакова по театру "Современник" – Татьяна Лаврова. А собрал юных и талантливых исполнителей режиссер Владимир Герасимов – опытный кинематографист с большим стажем.

Что связывало его с молодой артисткой Татьяной Лавровой? Почему сценаристом фильма "Испытательный срок" стал не автор одноименной повести? Где кинематографисты 60-х снимали Москву 20-х? И как будущие звезды советского кино проходили в этой картине свой испытательный срок?

Гостей-участников программы "Ближний круг" объединяет не только профессия, но и то, что все они являются учениками одного выдающегося театрального педагога, учителя – Мастера. Они собираются, чтобы вспомнить свое поступление, свои студенческие годы, первые шаги в профессию, победы, поражения. Это актерские посиделки со студенческим привкусом: песнями, стихами, этюдами, репетициями, дипломными спектаклями, гастролями, байками и прочими атрибутами актерской жизни.

Добавлен выпуск 5. Алексей Дёмин

Главный герой очередного выпуска программы "Ближний круг" – режиссёр-мультипликатор Алексей Дёмин.

В 1957 году писатель-фронтовик Юрий Бондарев выпустил повесть "Батальоны просят огня", посвященную событиям, без которых освобождение Киева 6 ноября 1943 года не было бы возможным. Книга мгновенно стала бестселлером. А в начале 80-х на "Мосфильме" решили ее экранизировать – к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Картину доверили режиссеру Александру Боголюбову, но ему не хватило опыта. На помощь пришел Владимир Чеботарев, для которого работа над фильмом стала делом всей жизни.

Как Александр Збруев получил серьезную травму на съемках? Кто из актеров лучше других держался в седле? И у кого были конфликты с режиссером картины Владимиром Чеботаревым?

В июле 1941 года 25-летний корреспондент действующей армии Константин Симонов попал на Буйничское поле, где советские бойцы подорвали 39 немецких танков. Именно там у военкора, отступавшего с частями Советском армии, впервые появилась надежда на победу. Много лет спустя все воспоминания, связанные с этим полем, и другие переживания военных лет Константина Михайловича нашли отражение в его романе "Живые и мертвые".

К этому произведению у автора всегда было особое отношение. Такое же – к его экранизации. Были ли у героев романа прототипы? Как режиссеру Александру Столперу работалось с Константином Симоновым? Кто из актеров, снимавшихся в картине, сам прошел войну? Почему в ленте о фронтовых буднях совсем нет музыки? И из-за чего "Живые и мертвые" называют первым правдивым фильмом о войне?

В 40-е годы XX века в Кенигсберге (Калининграде) была собрана самая большая в мире коллекция произведений искусства из янтаря. Ее экспонатом была и знаменитая Янтарная комната. В начале 1945 года, когда советские войска вступили в Кенигсберг, залы музея янтаря оказались пустыми -- немцы успели вывезти и спрятать коллекцию. «Искатели» спустя полвека найдут место, где, скорее всего, были сокрыты шедевры из янтаря!


1979 год, 32-й Каннский кинофестиваль. Самый престижный европейский конкурс. Среди претендентов на главный приз – "Золотую пальмовую ветвь" – советская картина "Сибириада". Киносагу Андрея Кончаловского про жизнь и противостояние двух семей в глухой сибирской деревне называли одним из фаворитов конкурса.

Однако главный приз в том году разделили военный фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня" и философская драма "Жестяной барабан". Советская лента получила лишь Гран-при – вторую по значимости награду Каннского фестиваля. Но это не помешало "Сибириаде" завоевать сердца не только советских, но и зарубежных зрителей.

Кто не хотел пускать "Сибириаду" на Каннский кинофестиваль? На что пришлось пойти режиссеру Андрею Кончаловскому, чтобы представить свою работу на почетном конкурсе? Почему от участия в картине чуть не отказались Виталий Соломин и Людмила Гурченко? И как создавалась одна из самых известных киносаг в истории советского кино?

Пушкиногорье, где не раз бывал Пушкин, где были написаны многие, знакомые всем с детства стихи, стало и местом погребения великого поэта. Фильм рассказывает о том, как изощрённо гитлеровцы надругались над нашей национальной Историей, нашей Культурой, над древней православной святыней, которой являлся Свято-Успенский Святогорский монастырь, над могилами Александра Сергеевича и его предков. Они разграбили, сожгли и разрушили музей-заповедник и, отступая, полностью его заминировали, рассчитывая уничтожить не только прах Поэта, но и как можно большее количество людей, которые придут с поклоном в эти места. 
В фильме говорится о труднейшей задаче по разминированию Пушкиногорья, могилы А.С. Пушкина, о героическом подвиге девяти советских сапёров, погибших 13 июля 1944 года.

1909 год. В Российской империи отмечали 100-летие со дня рождения Гоголя. Его пьесы вошли в репертуар почти всех городских театров. Не остался в стороне и молодой отечественный кинематограф: к вековому юбилею сняли сразу пять фильмов по произведениям Николая Васильевича – "Вий", "Женитьба", "Записки сумасшедшего", "Тарас Бульба" и "Мертвые души". В советские годы режиссеры тоже обращались к произведениям великого классика. Правда, судьба у их картин была совершенно разная.

Какие мистические истории случались на съемочной площадке первого советского фильма ужасов "Вий"? Из-за чего Александр Калягин чуть не потерял роль мечты? Кто заставил Светлану Крючкову сниматься в "Женитьбе" без грима? Почему же премьера Гайдаевской картины "Инкогнито из Петербурга" проходила в полупустом зале? И как советские режиссеры переносили прозу Гоголя на экран?

В войну музыка помогала жить, и это не красивая метафора. Фильм посвящен музыкальной культуре в последний предвоенный год и в первый год войны, а также в 1945 году.

3 части


1. Пограничная полоса
2. Музы и пушки
3. Вечный огонь


Есть немало легенд о мистических свойствах шедевров живописи. Одна из таких легенд бытует в Рязани. В Областном художественном музее якобы оживает "Портрет баронессы фон Диргардт" пера венгерского художника Фюлопа Ласло. А старожилы, если верить местной легенде, наблюдали совсем уж потустороннее: тень баронессы, разгуливающую по залам музея перед его закрытием! Эту историю можно было списать на уловки пиарщиков. Но Рязанский художественный музей называют Малой Третьяковкой за богатейшую коллекцию полотен, здесь нет недостатка в посетителях.

Творческий и дружеский дуэт актеров Александра Ширвиндта и Михаила Державина существовал 72 года. Они родились в одном роддоме на Арбате с разницей в два года. Старший Ширвиндт относился к Державину как к младшему брату. Эти отеческие интонации стали фирменным стилем дуэта и на эстраде. Свои эстрадные миниатюры они оттачивали на знаменитых капустниках в Доме актера, о которых говорила вся Москва в шестидесятых.

После выхода на экраны романтической комедии "Три плюс два" шатенка с невероятно синими глазами покорила зрителей всего Советского Союза. Мужчины ее обожали – самые преданные поклонники даже уходили из семей, а женщины старались во всем подражать.

Так случилось, что роль дрессировщицы Зои в зрительской памяти осталась одной из самых ярких работ Натальи Фатеевой, хотя актриса сыграла более, чем в 70 фильмах.

Почему всеобщее обожание не спасло актрису от одиночества? Кто поставил точку в отношениях Натальи Фатеевой и Андрея Миронова? Из-за чего супруг Владимир Басов запрещал актрисе сниматься у других режиссеров? Каким фильмом особенно дорожит сама актриса? И почему в судьбе Натальи Фатеевой так и не случилось главной роли?

Режиссер Эдмонд Кеосаян не любил проводить пробы. Когда на "Мосфильме" ему дали в работу фильм "Стряпуха", он сразу решил, что главную роль сыграет Светлана Светличная. Она приглянулась ему еще во ВГИКе, где Эдмонд учился на режиссерском факультете, а Светлана – на актерском.

Съемки актриса ждала с нетерпением. Популярная театральная пьеса обещала превратиться в популярный фильм, а Светличная могла стать настоящей звездой экрана. К тому же Кеосаян собрал шикарный актерский ансамбль: Владимир Высоцкий, Георгий Юматов, Инна Чурикова, Людмила Хитяева и Валентина Березуцкая – все они были молоды, веселы, а вместе – составляли просто гремучую смесь.

Почему Владимир Высоцкий перекрасился в блондина? Зачем Георгий Юматов выращивал на съемках цыплят? Какую роль сыграла Светлана Светличная в личной жизни Инны Чуриковой?И как армянин Эдмонд Кеосаян снимал фильм о русской деревне?

Фильм о создании и творческом пути белорусского ВИА "Песняры". О расцвете белорусской эстрады в 70-х годах прошлого века. О взлетах, падениях и о судьбе великого "песняра" и создателя легендарного ансамбля Владимира Мулявина.

Олег Даль – самый загадочный русский актер XX века. Его загадка не разгадана до сих пор. И вряд ли у кого-нибудь получится ее разгадать. Потому что, чем больше узнаешь об этом удивительном артисте и человеке, тем больше вопросов возникает. Однако не все эти вопросы остаются без ответов.

Почему режиссер Козинцев прощал Далю то, чего не мог простить всем остальным? Чего не умел делать знаменитый артист? За что его отправили под арест на 15 суток? С кем Валентин Гафт сравнивал Даля? К чему привела Олега Ивановича встреча с Андреем Мироновым? И что заставило его отказался от съемок в картине Александра Митты "Экипаж"?

Двухсерийный документальный фильм расскажет об удивительном театре в форме звезды – Центральном Академическом Театре Российской армии.

На сцене театра Армии, равной половине футбольного поля могли играть единицы: те, кто мог заполнить своим талантом такое пространство. Главный режиссер Алексей Попов сумел собрать созвездие, которое «не потерялось» на этой сцене. В первой серии – истории о нелегких актерских судьбах и смелых режиссерских экспериментах.

Во второй серии мы продолжим рассказ о легендарных актерах и режиссерах армейского театра. Оказывается, он был не только театральной, но и съемочной площадкой. В фойе снималась новогодняя комедия «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, а трюм под большой сценой Георгий Данелия выбрал для съемок знаменитой картины «Кин-дза-дза». Мы в деталях расскажем, как это было.

2 серии



1980 год. На экраны СССР вышел первый отечественный боевик – "Пираты ХХ века". Успех фильма был грандиозным, у касс кинотеатров стояли огромные очереди, зрители брали билеты сразу на несколько сеансов. Мальчишки прятались в зале, чтобы "зайцем" посмотреть кино еще разок. Именно с этой картины в советском кино 80-х началась мода на настоящих мужчин. Это десятилетие подарило зрителям "Мужиков", "Юнону и Авось" и, конечно, гардемаринов.

Как Николай Еременко едва не погиб на съемках "Пиратов ХХ века"? Почему Александр Михайлов отказывался сниматься в фильме, сделавшем его мегазвездой? На что были готовы поклонницы Николая Караченцова ради его внимания? За что Сергей Жигунов обижался на Светлану Дружинину? И как кинематограф 80-х создавал героев своего времени?

150-летие со дня смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина советские кинематографисты отметили весьма нетривиально. На экраны кинотеатров вышла, пожалуй, самая необычная и неоднозначная картина Романа Балаяна "Храни меня, мой талисман". Впрочем, обвинить фильм в легкомысленном отношении к поэту было бы вышей несправедливостью. Напротив, все мысли режиссера и актеров, занятых в картине, были сосредоточены исключительно на Пушкине.

Однако у киноленты был один огромный недостаток – она получилась непохожей ни на одну картину своего времени. Она была другой и в драматургическом, и в изобразительном, и в актерском плане. Весь кинофильм был соткан из новаторских приемов. Возможно, поэтому его и приняли далеко не все. Зато запомнили все без исключения.

Как создавалась это уникальное произведение? Что Роман Балаян изменил в сценарии Рустама Ибрагимбекова? Какую роль в творческой судьбе режиссера сыграл Никита Михалков? Что общего было у актеров Олега Янковского и Марчелло Мастрояни? С кем Александр Адабашьян сравнил кинокритиков? В чем Роман Балаян помог актеру Абдулову? И какая сцена в картине "Храни меня, мой талисман" была абсолютной импровизацией?

В 50-е годы, когда страну сотрясал грохот масштабных послевоенных строек, с киноэкранов зрителям улыбались простоватые, но обаятельные работяги.

В оттепельные 60-е их место заняли романтики. К началу 70-х лозунги про светлое будущее поистрепались, люди устали от положительных плакатных героев, и в фильмах стали появляться мужчины с проблемами, надломленными судьбами и неустроенной карьерой.

Почему сам Алексей Баталов вовсе не считал своего Гошу из "Москва слезам не верит" положительным героем? В какой сцене на съемках "Афони" отказался раздеваться Леонид Куравлев? Зачем Василий Шукшин торопился поскорее закончить "Калину Красную"? И что так привлекало зрительниц 70-х в героях-неудачниках?

Едва прозвучала команда "Снято!", как ведущий актер картины "Не бойся, я с тобой!" Мухтарбек Кантемиров поспешил в конюшню. Его верный товарищ и помощник в трюковых сценах, конь Алмаз, был тяжело болен. Ни цирковой артист, ни его товарищи по съемочной площадке тогда и предположить не могли, что вскоре на волоске от смерти окажется и сам актер.

Какая роковая ошибка едва не стоила жизни и карьеры Мухтарбеку Кантемирову? На какие хитрости приходилось идти режиссеру Юлию Гусману, чтобы снять эффектные кадры? Как азербайджанские кинематографисты спасли Сергея Юрского?

Популярное