Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Сразу после премьеры картины "Кубанские казаки" песня "Каким ты был" стала невероятно популярной. Слушатели не сомневались: конечно, она народная. Конечно же, мало кто задумывался, почему композитор Дунаевский, который был постоянным автором режиссера Григория Александрова, вдруг начал работать с его конкурентом Иваном Пырьевым. Как Пырьеву удалось переманить знаменитого автора? Что пришлось пережить на съемках актрисе Марине Ладыниной? И кто уговорил тургеневскую барышню Клару Лучко стать казачкой? 

Картину "Куда он денется" критика и пресса оценили холодно. А вот песни из картины оказались зрителю нужны, и баллада "Все пройдет" выиграла конкурс "Песня года", хотя в успех этой композиции тоже не верили ни автор музыки, ни исполнитель. Почему Максиму Дунаевскому категорически не нравились стихи Дербенева? Из-за чего Боярский отказывался работать в картине Юнгвальд-Хилькевича? И какую роль в жизни поэта Дербенева сыграл спущенный чулок?


Песня "Любимый город" была написана в Киеве в 1939 году для фильма "Истребители". Это было время расцвета авиации, когда профессия летчика считалась престижной и героической, а имена красных соколов страна знала наизусть. Актер Марк Бернес мечтал воплотить образ летчика на экране, и ему нужна была хорошая песня. Но она появилась слишком поздно, когда съемки были уже закончены. Почему поэт Евгений Долматовский так долго работал над текстом? Как песню "Любимый город" забраковал директор Киевской киностудии? И на что пошли авторы песни, чтобы она прозвучала в фильме?


Сергей Александрович Соловьев – сегодня имя этого человека известно всем. За его плечами не один десяток картин, каждая из которых – отдельное явление в кинематографе. Однако до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более 40 лет, первым среди многочисленных фильмов режиссера приходит на ум именно этот – "Сто дней после детства". А ведь эта кинолента задумывалась режиссером как обыкновенная халтура про пионеров, и он никак не ожидал, что эта самая халтура обернется шедевром. Сдавая сценарий, Соловьев даже скрыл, что является автором этого произведения. Однако во время проб режиссер неожиданно для себя понял, что ему безумно нравится работать с молодыми, еще не испорченными жизнью ребятами. Нравится лепить из них что-то новое, еще не известное ни им, ни ему. И так случилось, что эта работа навсегда изменила жизнь очень многих участников картины. Как фильм "Сто дней после детства" изменил судьбы своих главных героев? Почему же Соловьев до последнего отказывался снимать в главной роли Татьяну Друбич? За что Ирина Малышева ненавидела свою героиню? И что заставило режиссера переписывать сценарий во время съемок?

Режиссер Михаил Швейцер был известен своими гениальными экранизациями: "Мертвые души", "Маленькие трагедии", "Крейцерова соната". Наскучившую классику Михаил Абрамович превращал в ироничные и живые истории, которые трогали каждого советского зрителя. Обратной стороной таланта Михаила Абрамовича была лень: уже в 40 лет он сообщал друзьям, что ждет-не дождется пенсии. И это при том, что первую самостоятельную картину режиссер снял в 36 лет. Но был один человек, заинтересованный в творческом успехе Швейцера куда больше, чем он сам, – это его жена Софья Милькина. Его советчица, соратница и муза. Будучи сама профессиональным режиссером, Софья Абрамовна всегда оставалась в тени гениального мужа. Что испортило карьеру Швейцера в самом ее начале? Почему киноначальство не хотело видеть в "Мертвых душах" героя по имени Гоголь? Каким образом актер Александр Калягин срывал работу над фильмом? Из-за чего в съемках картины участвовали сразу несколько актерских семей? И как режиссер Швейцер пережил уход своей жены?


Картина "Мужики" вышла на советские экраны в 1981 году и заставила зарыдать всю страну. Удивительно, но имя режиссера киноленты, Искры Бабич, тогда практически никто не знал. Мало кто помнит о ней и сегодня, а ведь именно благодаря этой потрясающей женщине зрители узнали, что значит быть настоящим "мужиком".

В 1978 году Анну Каменкову пригласили на пробы фильма "Молодая жена". Снимать его готовился режиссер Леонид Менакер. Актриса поехала в Ленинград безо всякой надежды получить роль, ведь опыта работы в кино у нее практически не было. Почему Менакер все-таки утвердил Каменкову? Что разглядел режиссер в этой интеллигентной московской девушке, которой предстояло сыграть главную роль в деревенской мелодраме? Как Менакер доверил отрицательного персонажа Сергею Проханову, которого все тогда знали как "Усатого няня"? С какими трудностями сельской жизни столкнулись актеры во время съемок?

День премьеры своей новой картины "Любовь и голуби" режиссер Владимир Меньшов ждал с особым волнением. За два года работы над картиной что только он ни услышал от коллег и киночиновников в свой адрес. Картину и ее создателей упрекали в безвкусице, пропаганде алкоголизма и аморального поведения. Режиссера заставляли вырезать целые сцены, а в разгар монтажа и вовсе отстранили от работы. Но важнее всего для Владимира Меньшова была реакция зрителей, ведь именно для них он и создавал свою картину. Как родилась идея снять фильм "Любовь и голуби"? Кто из звезд советского кинематографа мог сыграть разлучницу Раису Захаровну? Почему роль Надежды Кузякиной навсегда осталась лучшей в актерской судьбе Нины Дорошиной? И как снималась самая знаменитая сцена фильма с падением героя Александра Михайлова в море?

1 мая 1972 года по телевизору был показан фильм Николая Рашеева и Абрама Народицкого "Бумбараш". Картина снималась по одноименной повести Аркадия Гайдара. Зрители ожидали серьезный фильм о героях гражданской войны, но увидело нечто совершенно иное. Редакторы Центрального телевидения не могли понять, как такой материал вообще допустили к съемкам. Еще более невероятным было то, что фильм был выпущен украинской киностудией имени Александра Довженко, которая специализировалась на плакатных кинолентах революционной тематики. Так как же вышло, что руководство киностудии позволило выпустить настоящий водевиль о гражданской войне? Почему актер Михаил Кононов возненавидел фильм "Бумбараш"? Из-за чего композитору и автору текстов песен пришлось скрываться от КГБ во время съемок? И какие последствия ждали создателей такой смелой картины?

Идея картины "Старики-разбойники" пришла Эльдару Рязанову в больнице, где его соседом по палате оказался бодрый пожилой человек, не желающий уходить на пенсию. Режиссер сразу решил, что главные роли в его будущем фильме сыграют Евгений Евстигнеев и Юрий Никулин. Что общего было у этих актеров и главных героев фильма? Когда Эльдар Рязанов "задолжал" роль Никулину и почему тот считал работу в "Стариках-разбойниках" своим главным провалом в кино? Какие жизненные неурядицы Эльдара Александровича повлияли на настроение фильма? И как невинная шутка Ольги Аросевой заставила режиссера картины оправдываться перед всей страной?

Василий Шукшин за свою недолгую, но яркую жизнь успел жениться четыре раза. Ему было 35 лет, в его прошлом уже было два неудачных брака, когда в коридорах ВГИКа он встретил Лидию Чащину. Будущий режиссер влюбился с первого взгляда, добился взаимности актрисы и заставил ее кровью написать клятву в вечной верности. Он был уверен, что в этот раз чувство навсегда. Сложилось иначе: через три года после выхода фильма "Живет такой парень" Шукшин и Чащина разошлись. Из-за кого или из-за чего они расстались? Что связывало режиссера с поэтессой Беллой Ахмадулиной, которую он вдруг пригласил на роль в фильме "Живет такой парень"? Какая трагедия произошла на съемках картины? И удалось ли Василию Шукшину найти любовь всей своей жизни?

Никита Сергеевич Михалков. Наверное, нет такого человека в нашей стране, которому было бы неизвестно это имя. О нем всегда было много мнений и еще больше – слухов. Сегодня ничего не изменилось. Его любят и ненавидят. Перед ним преклоняются и на него клевещут. Но нет, пожалуй, человека, который не уважал бы этого непревзойденного мастера своего дела. Может быть, потому, что с юных лет Михалков никогда не прятался за спинами знаменитых родственников, никого и ничего не боялся и на все имел собственное мнение. Начало творческого пути Никиты Сергеевича было на удивление ярким. Именно в свои молодые годы он стал тем Михалковым, которого, несмотря ни на что, любят и ценят до сих пор. Именно тогда он создал уникальную творческую команду, с которой снял свои незабываемые киноленты – "Свой среди чужих..", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров", "Родня". Все это – киноленты, навсегда вошедшие в историю советского кинематографа. Молодому Михалкову и его команде понадобилось меньше десятилетия, для того чтобы создать семь шедевров. Какую роль в его творческой биографии сыграл Геннадий Шпаликов? За что великая Нонна Мордюкова влюбилась в режиссера? Как Никите Сергеевичу удалось войти в одну реку дважды? И почему распалось гениальное трио Михалков – Лебешев – Адабашьян?

Москва, первая половина 60-х. Человек в черном пальто подошел к одной из квартир многоквартирного дома, сжимая в руках ружье для подводной охоты, и нажал кнопку звонка. Стоило хозяину слегка приоткрыть дверь, как раздался негромкий хлопок и в лицо ему вонзился гарпун. Нападавший бросился к лестнице. Врачи, осмотревшие пострадавшего, сообщили, что он вполне мог остаться без глаза, попади гарпун на пару сантиметров выше. Эта история похожа на начало детективного сюжета, хотя и произошла в действительности. Жертвой нападения стал режиссер Александр Серый, в скором будущем – постановщик фильмов "Джентльмены удачи" и "Ты – мне, я – тебе". Но кто и за что так жестоко мстил Серому? Какая кошка пробежала между ним и Данелией? Почему из всей съемочной группы в новую картину "Ты – мне, я – тебе" режиссер "Джентльменов" взял с собой только композитора? И кого Александр Серый обвинил в своей смерти?

"Советский экран" – журнал о кино, который стал настоящим явлением в нашей стране. Это издание читали все: кинематографисты, журналисты и, конечно, зрители. А победа в ежегодном опросе читателей "Советского экрана" значила для артистов и режиссеров не меньше, чем получение награды престижной кинопремии. В 60-е годы журнал переживал свой "золотой" век: это было время свободы, новых творческих вызовов и профессиональных побед. Кто из сегодняшних звезд кинематографа в юности мог только мечтать оказаться на страницах "Советского экрана"? Из-за чего ленты, которые признавались зрителями главными фильмами года, не вошли в золотой фонд советского кинематографа? И почему редакция очень сильно рисковала, разместив на обложке журнала в 1969 году портрет Инны Чуриковой?

К 1980 году режиссер Борис Григорьев работал на Киностудии имени Горького уже больше 15-ти лет. Коллеги и руководители отговаривали его браться за экранизацию повести "Петровка, 38" известного тогда на весь Советский Союз писателя Юлиана Семенова. Главным аргументом было то, что поставить в кино описанные в детективе погони и перестрелки невозможно. Однако режиссера это не остановило. Он дни и ночи проводил на Петровке, потом вместе с Семеновым писал сценарий, а затем все-таки принялся за работу над картиной, на съемках которой было предостаточно и приключений, и эксцессов, и опасных ситуаций. И это при том, что фильм курировали непосредственно руководители и сотрудники Московского уголовного розыска. А снимали картину в стенах настоящего Управления министерства внутренних дел по адресу улица Петровка, дом 38. Почему Михаил Жигалов попал в психиатрическую лечебницу? Кто рисковал собственной жизнью на съемочной площадке "Петровки, 38"? Как люди в погонах превратились в кумиров советских женщин? И чем поразили зрителей автомобильные погони в этом фильме?

Литературный герой капитан Татаринов, созданный Вениамином Кавериным, известен, пожалуй, не меньше своих прототипов – реальных полярников начала ХХ века. Но мало кто знает, что три полярные экспедиции 1912 года – походы Седова, Брусилова и Русанова, которые и послужили документальной основой для создания романа "Два капитана" – для ученых до сих пор остаются одной из величайших загадок XX века.

В июле 2010 года очередной экспедиции на Землю Франца-Иосифа посчастливилось обнаружить уникальные артефакты – следы экспедиции Брусилова. Возможно, новые факты прольют свет на историю освоения полярных просторов в начале ХХ века.
В фильме принимают участие полярники, историки, музейщики.



Конец 40-х годов. Москва. На Театральной площади студент ВГИКа Петр Тодоровский встречает женщину, торгующую пирожками, и с ужасом для себя узнает в ней возлюбленную своего комбата, бывшую фронтовую красавицу. Как эта встреча повлияла на всю дальнейшую жизнь молодого кинематографиста? Кто из актеров фильма променял своего второстепенного персонажа на яркого героя эпизода? И почему Наталья Андрейченко чуть не отказалась от главной женской роли в картине?

В августе 1979 года на квартире режиссера Леонида Квинихидзе почти вся съемочная группа фильма "31 июня" слушала сообщение о том, что в Соединенных Штатах навсегда остается знаменитый солист Большого театра, сыгравший в картине одну из главных ролей. Во время гастролей в США танцор советского балета Александр Годунов попросил политического убежища, но его жена Людмила Власова – тоже балерина Большого театра –решила вернуться на родину. После бегства советского танцора в США картину положили на полку на долгие семь лет. Как же вышло, что фильм узнали и полюбили зрители? Почему Александра Годунова и Людмилу Власову не хотели утверждать на роли в "31 июня"? Кому удалось обойти Ларису Долину в отборе певиц для этого мюзикла? Почему западная пресса окрестила Годунова и Власову "Ромео и Джульеттой времен холодной войны"? Зачем в августе 1979 года президенту США Джимми Картеру пришлось лично звонить Леонида Ильичу Брежневу? И чем закончилась история самой красивой супружеской пары Большого театра?

Когда худсовет Беларусьфильма впервые прочитал сценарий "Приключений Буратино", все были в шоке. Особенно редакторов возмутили кот и лиса в актерском исполнении. Они назвали это провинциальным ТЮЗом и потребовали заменить артистов на цирковых животных. К счастью, режиссер фильма Леонид Нечаев был настойчив, и картина вышла такой, какой он ее и задумал. Как же режиссеру удалось убедить строгих редакторов? С кем во время съемок чуть было не подрался Ролан Быков? Зачем Леониду Нечаеву пришлось обмануть маму Буратино? Какие опасности поджидали детей-актеров на съемочной площадке? И как закончил свою жизнь режиссер всеми любимых фильмов?

Москва меняется, меняется и скульптурное наполнение города… Взять хотя бы Лубянскую площадь. До революции на ней стоял водоразборный фонтан работы скульптора Витали. Во времена Советского Союза – статуя Дзержинского скульптора Вучетича. Сегодня в центре просто клумба. Место хорошее и, наверняка, со временем на площади появится новый монумент. Сегодня ведущий программы "Пешком..." Михаил Жебрак покажет нам Москву скульптурную.

Популярное