Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Ее называли "хрустальным голосом" советской эстрады. Зрители привыкли видеть свою любимицу цветущей и улыбчивой. И никто не догадывался, сколько боли и страдания скрывается за этой улыбкой...


Всесоюзный конкурс "Песня года" с самого начала стал территорией интриг, скандалов и битв за место под софитами. Чтобы блеснуть в эфире Центрального телевидения, участники не останавливались ни перед чем: подсиживали коллег и пели чужими голосами, искали авторитетных покровителей, меняли названия групп и годами обивали пороги высоких кабинетов. Ведь только "Песня года" могла мгновенно сделать никому не известного исполнителя настоящей звездой.


Они стали легендами при жизни. Блистали на киноэкране и на сцене театра. Их любили, ими восхищались... Но что скрывалось за красивой обложкой их жизни? Неизвестные истории о людях, внесших неоценимый вклад в советское кино.

 

16 выпусков

 

Все выпуски 2022:

1. Александр Лазарев
2. Валентин Смирнитский
3. Одиннадцать молчаливых мужчин
4. Владислав Дворжецкий
5. Михаил Жаров
6. Андрей Миронов
7. Василий Ливанов
8. Рина Зеленая
9. Александр Михайлов
10. Ростислав Плятт
11. Любовь Орлова
12. Ольга Остроумова
13. Руфина Нифонтова
14. Игорь Ильинский
15. Анатолий Ромашин
16. Александр Белявский


Едва ли мы можем представить свое существование без любимых мелодий и песен, с которыми наша страна жила и побеждала. «Легенды музыки» - это цикл, посвященный знаменитым хитам разных жанров и эпох, их создателям и исполнителям.. Истории самых любимых певцов, артистов и композиторов. Истории судеб, наполненных музыкой.

 

21 выпуск

 

Все выпуски 2022 года:
1. Музыкальные программы ЦТ
2. Сергей Захаров. Популярность, тюрьма и любовь на всю жизнь
3. Александр Градский. Отец русского рока
4. Надежда Бабкина
5. Легенды Большого театра
6. Николай Караченцов
7. Песни военного кино
8. Владимир Дашкевич
9. Лора Квинт
10. Музыка в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"
11. Группа «Ялла»
12. Спасская башня
13. Юрий Визбор
14. Юрий Энтин
15. Вячеслав Малежик
16. Юрий Ряшенцев
17. Вика Цыганова
18. Приключения Электроника
19. Виктор Салтыков
20. Маргарита Суханкина
21. Новогодние хиты


По субботам в 23:00 телевидение приглашало зрителей на "Голубой огонек". Поэтому в 1960-е у граждан СССР появилась привычка встречать начало единственного выходного, бодрствуя. В телекафе говорили о квантовой физике, Антарктиде, Братской ГЭС, там пели, танцевали и декламировали стихи. Настоящим же счастьем были праздничные "Голубые огоньки". Приглашение на такую шоу-программу – знак признания, везение.

 



История этой комедии совершенно не смешная. "Насмехаться над властью нельзя!" – и фильм безжалостно покромсала цензура. Иностранные туристы, случайно ставшие свидетелями съемок, решили, что в стране произошел переворот. Досталось и актерам – Владимира Этуша едва не покусала немецкая овчарка, а Наталья Крачковская чуть не лишилась роли, поскольку внезапно похудела. А потом фильм "Иван Васильевич меняет профессию" все же вышел на экран и по сей день заставляет смеяться до слез миллионы зрителей.


Чего только не пережили режиссер Владимир Меньшов и его команда во время съемок комедии "Любовь и голуби". Сначала устроил скандал прототип главного героя – выяснилось, что автор сценария не удосужился даже поменять его фамилию. Людмила Гурченко несколько часов плавала в холодной воде, а Александр Михайлов и вовсе едва не попрощался с жизнью. Как этот многострадальный проект все же пробился к зрителю, и какие эпизоды мы так и не увидели на экране?


«Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Эта фраза героя фильма «Москва слезам не верит» отражает начало новой эпохи, в которой новые люди: режиссеры, операторы, ведущие, редакторы будут создавать новый мир. Такой таинственный и загадочный. Как зарождалось и менялось телевидение? Что осталось за кадром, чего никогда не увидят телезрители? Кто зажигал, а кто гасил звезды экрана? Ведущий программы Александр Стриженов, используя магию телевидения, окажется в старых студиях и аппаратных, побеседует с властителями эфиров прошлого и расскажет обо всех секретах обратной стороны голубого экрана в этом цикле.

 

13 выпусков

 

Все выпуски 2022 года:
1. Владимир Ухин
2. Евгений Кочергин - голос эпохи восьмидесятых
3. Юлия Белянчикова
4. Анна Шилова
5. Владимир Маслаченко
6. Арина Шарапова
7. Сергей Лапин
8. Анатолий Лысенко
9. Андрей Разбаш
10. Ираклий Андроников
11. Надежда Румянцева
12. Анна Шатилова
13. Олег Марусев


Этот хит мирового масштаба с самого начала был никому не нужен. Он создавался для проходного документального фильма о спорте. Худсовет едва не отправил его в корзину, а Марк Бернес наотрез отказался исполнять... Да и сами авторы были готовы откреститься от своего произведения и поскорее забыть этот явный провал. Каким чудом "Подмосковные вечера" вошли в Золотой фонд советской песни и стали одним из символов Страны Советов?


В 1925 году комсомольцы промышленного уральского городка Сысерть Свердловской области исследовали местные подземелья, расположенные под зданием горного завода. Ходили слухи, что именно там участники "Белого движения" перед отступлением из города спрятали знаменитую коллекцию фарфора. Еще в XVIII веке ее начал собирать промышленник Алексей Турчанинов, прозванный "уральским королем". Однако миссия комсомольцев не увенчалась успехом – фарфор они так и не нашли. А ведь эта коллекция, как уверяют искусствоведы, и вправду считалась уникальной. Многие из ее предметов до сих пор так нигде и не появились. Не исключено, что они по сей день спрятаны на территории Сысерти. Но есть ли шанс отыскать эту коллекцию через сто лет?


От Британского музея и Лувра требуют вернуть Египту нелегально вывезенные из страны ценности. Возвращение шедевров на их родину – сейчас едва ли не главный вопрос, будоражащий мир искусства. Нью-йоркский музей "Метрополитен" уже вернул Непалу две скульптуры, похищенные в 90-е годы, и Бенину три экспоната, вывезенные британской армией в конце XIX века. Расстаются с экспонатами музеи Нидерландов... А вот британские и французские – не спешат. Почему такое разное отношение?


Для какого фильма в Суздале возвели целый деревянный город и где находится самое большое хранилище кинореквизита, из чего на самом деле сделан шлем Александра Македонского из "Джентльменов удачи" и почему Тарковский отказался от футуристических костюмов в картине "Солярис", а также где погрузиться в историческую атмосферу фильма "Тобол" и какие сцены может повторить любой желающий. Ирина Бажанова раскрывает закулисные тайны любимых фильмов.


8 мая 1945 года войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала Ивана Конева вступили в Дрезден. Город лежал в руинах после массированных бомбардировок, проведенных авиацией Британии и США. Из донесений советской разведки маршал знал, что немцы еще в 1943 году вывезли всю бесценную коллекцию Дрезденской картинной галереи и где-то спрятали. Маршал отдал приказ: «Немедленно начать поиски». И уже на следующий день – 9 мая 1945 года – поисковая группа 164-го отдельного трофейного батальона вышла на след.

Как солдаты и офицеры, разведчики, саперы, а также откомандированные в Красную Армию специально для поисков и спасения картин реставраторы и искусствоведы рисковали жизнью, извлекая шедевры из заминированных эсэсовцами шахт и каменоломен? Где было обнаружено главное сокровище коллекции – «Сикстинская Мадонна» Рафаэля?


С этой музыкальной зарисовки про любовь и метель за окном в советском кинематографе началась новая музыкальная эра, а сама песня стала одним из символов Нового года. Но песня чуть не сломала карьеру композитору Андрею Эшпаю. "А снег идет..." хотели запретить, как и фильм "Карьера Димы Горина", в котором она прозвучала. Чтобы обмануть строгую советскую цензуру, ее создателям пришлось пойти на хитрость...


Говорят, супруга поэта Алексея Суркова недолюбливала песню про "заплутавшее счастье"... или это просто домыслы завистников? Кому на самом деле были посвящены строки одной из самых любимых песен военных лет? Сколько рогаток цензуры пришлось преодолеть песне "В землянке" на пути к сердцам слушателей?


Песню "Шаланды, полные кефали..." называли кабацкой и запрещали исполнять на концертах. Но публике она полюбилась с первых же нот. После премьеры фильма "Два бойца" эту мелодию распевали по всей стране. Но почему композитор Богословский был готов из-за нее не только вдребезги разругаться с режиссером картины, но и подраться с Леонидом Утесовым? За что Марка Бернеса критиковали одесситы? Как эту песню смогли создать люди, не имевшие никакого отношения к Одессе?


Смерть Василия Шукшина на съемках фильма "Они сражались за Родину" стала настоящей трагедией и для почитателей таланта актера, и для съемочной группы. Эта драма могла поставить точку в и без того невероятно сложной съемочной эпопее по роману Михаила Шолохова. А ведь столько уже было пережито... Съемки в тяжелейших условиях, работа на пределе возможностей, актеры в постоянном напряжении, а порой и на волосок от гибели...


Анатолий Папанов - яркий, талантливый, любимый. Его мгновенно узнавали по неповторимому голосу. Многие до сих пор помнят даже небольшие его роли. Сам Анатолий Дмитриевич искренне удивлялся, как с такой внешностью и произношением вообще стал актером.


Концерты Виктора Цоя собирали тысячи фанатов, его группа "Кино" имела невероятный успех. Но мало кто знает, что их самый известный альбом был украден через несколько часов после записи. Кто стал главным похитителем страны и продал "Группу крови" во все музыкальные ларьки столицы? И чего добивался этот кто-то?


Начало XX века – время не только политических революций, но и невероятных перемен в искусстве. Да что искусство, ломалась вся привычная жизнь. В этой стремительной ломке, сопровождавшейся жадными поисками новых форм и нового содержания, таился громадный заряд революционной энергии, в первую очередь энергии критической, конечно. Это была гроза, но гроза живительная, и она разверзлась над старым искусством, испепеляя всё омертвевшее, побуждая к поискам новых путей всякого, кто хотел утвердить своё творческое бытие. Искусство жило поисками, все исходили из того, что новое искусство не может быть похожим на старое, экспериментировали все. Сегодня поклонники искусства наслаждаются бесценными открытиями неуёмной, несравненной творческой фантазии. Русский авангард обрёл мировое признание, а ведь многие годы этих людей не принимали всерьёз.


Популярное