Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Игорь Ильинский не хотел играть Кутузова, Лариса Голубкина пела оперным голосом, Юрий Яковлев не умел ездить верхом... Съемки комедии "Гусарская баллада" то и дело грозили стать драмой. Как режиссеру Эльдару Рязанову удалось преодолеть все проблемы и трудности, даже запрет министра культуры Фурцевой на выпуск картины?


9 сентября 1973 года артисты Государственного Академического хореографического ансамбля «Березка» отправились на гастроли по странам Латинской Америки. Никто и предположить не мог, какой драмой обернется эта поездка. Первая транзитная остановка предстояла в Чили. Утром в отеле участников «Березки» разбудили выстрелы и короткие пулеметные очереди. В Чили произошел военный переворот.

Кто помог участникам ансамбля покинуть страну и продолжить гастрольное турне? Как принимали выступления «Березки» на «огненном континенте»? И почему этот коллектив во многих странах мира называют «русской душой»?


Михаил Пуговкин — один из ярких и самобытных актеров советского кино. Его называли королем комедии. Каждое появление на экране было пусть и коротким, но запоминающимся. Что ни роль — то крылатая фраза. Но всех его блестящих персонажей могло и не быть!


Кто такие дикари, и почему в Советском Союзе в 1963 году их появилось почти 3,5 миллиона? Точный ответ знают ветеринар Роман Любешкин, дипломат Вадим и доктор физико-математических наук Степан Сундуков. Ведь именно они ввели моду на отдых дикарями, то есть полную свободу путешествий. На самом деле культура такого отдыха является заслугой всех участников фильма "Три плюс два". Свобода, юмор и красота – вот девиз съемочной группы, а следом и поклонников фильма.
 


История создания знаменитой песни, получившей вторую жизнь после успеха фильма "Зимний вечер в Гаграх", запутана и полна неожиданных поворотов, а судьбы ее создателей – драматических событий. В 1937 году вышла пластинка Клавдии Шульженко с записью песни "Дружба", через год эту же песню записал на диск Вадим Козин, но автор музыки был указан другой. Как "Дружба" перессорила всех к ней причастных? И как в условиях тотальной несвободы на свет появлялись веселые и жизнеутверждающие произведения?



Без компьютерной графики, без голливудского бюджета, без профессиональных каскадеров – режиссер Борис Григорьев сразу решил: в этом фильме все будет по-настоящему. Зачем актеру Михаилу Жигалову пришлось лечь в психбольницу? Как Евгений Герасимов едва не покалечил нескольких московских прохожих, а потом объяснялся с подоспевшими на ЧП милиционерами? Ответ прост: Григорьев был уверен, что только так, предельно документально, можно снимать фильмы по дилогии Юлиана Семенова.


Рассказывают, что в 60-е годы в каждом доме, а то и в каждом подъезде существовала своя бит-группа. Каждый уважающий себя парень должен был уметь играть на гитаре. При таком массовом энтузиазме в нашей стране не мог не родиться какой-нибудь неведомый стиль музыки. И он появился. "Пусть будут ВИА, – думали в высоких кабинетах. – Они непременно отвлекут молодежь от тлетворного влияния западных музыкальных веяний..."


30-е годы. Театральный продюсер из США Холли Флэнаган приехала в Советский Союз поделиться опытом с этой экзотической страной. Но ей самой было чему поучиться. В стране, которая пережила Революцию и Гражданскую войну, разруху и голод, театров было больше, чем в любой другой стране мира. Театры детские, музыкальные, самодеятельные. Даже кружки для заключенных. И только в СССР театр из элитарного искусства превратился в искусство для всех – от рабочего до колхозника, от столичного интеллектуала до погонщика оленей в тундре. Почему регулярно ходить в театр считалось хорошим тоном? Как можно было достать билет в обмен на дефицитную книгу или кусок хорошего мяса? И как возник настоящий культ театральных худруков?


«Аэлита» Алексея Толстого, «Солярис» Андрея Тарковского, «Кин-дза-дза» Георгия Данелии – отечественные фантасты всегда мечтали о встрече с разумными инопланетянами и покорении дальних планет. «Звездные войны» – это на Западе. Советская фантастика была гораздо более мирная и по-своему человечная. Есть ли жизнь на Марсе и когда на Марсе будут яблони цвести – вот, что интересовало авторов. И эти рассуждения рождали истинные шедевры.


1969 год. Советские граждане мечтают побывать за границей. Предел мечтаний – купить джинсы и попробовать "Кока-Колу". А на экраны в это время выходит первый фильм о поездке за кордон простого труженика Семена Горбункова.


Когда Александр Митта решил снять кино о героических советских летчиках, он считал, что это будет почти сказочная история. Первая тучка появилась, когда сценарий даже еще не был дописан. Кто был виноват в том, что самые грандиозные съемки первого советского фильма-катастрофы чуть не сорвались? Какие актеры изначально были приглашены на главные роли? Из-за чего генсек Леонид Брежнев решил, что началась война, а его не предупредили? Чем пришлось жертвовать Георгию Жженову, чтобы спасти фильм?


"Семнадцать мгновений весны" – советский шпионский сериал – почти сразу разошелся на цитаты. Актеров до конца дней называли именами их персонажей, анекдоты про Штирлица, Мюллера и голос Копеляна актуальны и по сей день. Словом, все признаки культового проекта. Однако его создатели ни о чем подобном не помышляли – они просто выполняли работу по заданию председателя КГБ СССР и были уверены, что делают проходную картину, которую все через полгода забудут.


В 80-е итальянцы из Сан-Ремо были настолько популярны, что не растеряли своих поклонников и сегодня. Ни одна танцплощадка во всем Союзе не обходилась без итальянской музыки. В магазинах "Мелодия" быстрее горячих пирожков на завтрак разлетались пластинки "Сан-Ремо-84". Песни знали наизусть и подпевали, понимая значение строк без перевода. На многолюдных улицах СССР становилось пустынно, когда по центральному телевидению показывали выступление итальянских кумиров. Но мечта миллионов поклонников попасть на их концерт долгое время не осуществлялась. Благодаря кому итальянские соловьи потянулись на гастроли в СССР? Почему их музыка смогла пройти сквозь "железный занавес"? И, главное, была ли эта любовь взаимной? Был ли интерес западных артистов к стране Советов бескорыстным?


Ее называли "хрустальным голосом" советской эстрады. Зрители привыкли видеть свою любимицу цветущей и улыбчивой. И никто не догадывался, сколько боли и страдания скрывается за этой улыбкой...


Всесоюзный конкурс "Песня года" с самого начала стал территорией интриг, скандалов и битв за место под софитами. Чтобы блеснуть в эфире Центрального телевидения, участники не останавливались ни перед чем: подсиживали коллег и пели чужими голосами, искали авторитетных покровителей, меняли названия групп и годами обивали пороги высоких кабинетов. Ведь только "Песня года" могла мгновенно сделать никому не известного исполнителя настоящей звездой.


Они стали легендами при жизни. Блистали на киноэкране и на сцене театра. Их любили, ими восхищались... Но что скрывалось за красивой обложкой их жизни? Неизвестные истории о людях, внесших неоценимый вклад в советское кино.

 

16 выпусков

 

Все выпуски 2022:

1. Александр Лазарев
2. Валентин Смирнитский
3. Одиннадцать молчаливых мужчин
4. Владислав Дворжецкий
5. Михаил Жаров
6. Андрей Миронов
7. Василий Ливанов
8. Рина Зеленая
9. Александр Михайлов
10. Ростислав Плятт
11. Любовь Орлова
12. Ольга Остроумова
13. Руфина Нифонтова
14. Игорь Ильинский
15. Анатолий Ромашин
16. Александр Белявский


Едва ли мы можем представить свое существование без любимых мелодий и песен, с которыми наша страна жила и побеждала. «Легенды музыки» - это цикл, посвященный знаменитым хитам разных жанров и эпох, их создателям и исполнителям.. Истории самых любимых певцов, артистов и композиторов. Истории судеб, наполненных музыкой.

 

21 выпуск

 

Все выпуски 2022 года:
1. Музыкальные программы ЦТ
2. Сергей Захаров. Популярность, тюрьма и любовь на всю жизнь
3. Александр Градский. Отец русского рока
4. Надежда Бабкина
5. Легенды Большого театра
6. Николай Караченцов
7. Песни военного кино
8. Владимир Дашкевич
9. Лора Квинт
10. Музыка в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"
11. Группа «Ялла»
12. Спасская башня
13. Юрий Визбор
14. Юрий Энтин
15. Вячеслав Малежик
16. Юрий Ряшенцев
17. Вика Цыганова
18. Приключения Электроника
19. Виктор Салтыков
20. Маргарита Суханкина
21. Новогодние хиты


По субботам в 23:00 телевидение приглашало зрителей на "Голубой огонек". Поэтому в 1960-е у граждан СССР появилась привычка встречать начало единственного выходного, бодрствуя. В телекафе говорили о квантовой физике, Антарктиде, Братской ГЭС, там пели, танцевали и декламировали стихи. Настоящим же счастьем были праздничные "Голубые огоньки". Приглашение на такую шоу-программу – знак признания, везение.

 


История этой комедии совершенно не смешная. "Насмехаться над властью нельзя!" – и фильм безжалостно покромсала цензура. Иностранные туристы, случайно ставшие свидетелями съемок, решили, что в стране произошел переворот. Досталось и актерам – Владимира Этуша едва не покусала немецкая овчарка, а Наталья Крачковская чуть не лишилась роли, поскольку внезапно похудела. А потом фильм "Иван Васильевич меняет профессию" все же вышел на экран и по сей день заставляет смеяться до слез миллионы зрителей.


Чего только не пережили режиссер Владимир Меньшов и его команда во время съемок комедии "Любовь и голуби". Сначала устроил скандал прототип главного героя – выяснилось, что автор сценария не удосужился даже поменять его фамилию. Людмила Гурченко несколько часов плавала в холодной воде, а Александр Михайлов и вовсе едва не попрощался с жизнью. Как этот многострадальный проект все же пробился к зрителю, и какие эпизоды мы так и не увидели на экране?


Популярное