Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Олег Даль – самый загадочный русский актер XX века. Его загадка не разгадана до сих пор. И вряд ли у кого-нибудь получится ее разгадать. Потому что, чем больше узнаешь об этом удивительном артисте и человеке, тем больше вопросов возникает. Однако не все эти вопросы остаются без ответов.

Почему режиссер Козинцев прощал Далю то, чего не мог простить всем остальным? Чего не умел делать знаменитый артист? За что его отправили под арест на 15 суток? С кем Валентин Гафт сравнивал Даля? К чему привела Олега Ивановича встреча с Андреем Мироновым? И что заставило его отказался от съемок в картине Александра Митты "Экипаж"?

Двухсерийный документальный фильм расскажет об удивительном театре в форме звезды – Центральном Академическом Театре Российской армии.

На сцене театра Армии, равной половине футбольного поля могли играть единицы: те, кто мог заполнить своим талантом такое пространство. Главный режиссер Алексей Попов сумел собрать созвездие, которое «не потерялось» на этой сцене. В первой серии – истории о нелегких актерских судьбах и смелых режиссерских экспериментах.

Во второй серии мы продолжим рассказ о легендарных актерах и режиссерах армейского театра. Оказывается, он был не только театральной, но и съемочной площадкой. В фойе снималась новогодняя комедия «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, а трюм под большой сценой Георгий Данелия выбрал для съемок знаменитой картины «Кин-дза-дза». Мы в деталях расскажем, как это было.

2 серии



1980 год. На экраны СССР вышел первый отечественный боевик – "Пираты ХХ века". Успех фильма был грандиозным, у касс кинотеатров стояли огромные очереди, зрители брали билеты сразу на несколько сеансов. Мальчишки прятались в зале, чтобы "зайцем" посмотреть кино еще разок. Именно с этой картины в советском кино 80-х началась мода на настоящих мужчин. Это десятилетие подарило зрителям "Мужиков", "Юнону и Авось" и, конечно, гардемаринов.

Как Николай Еременко едва не погиб на съемках "Пиратов ХХ века"? Почему Александр Михайлов отказывался сниматься в фильме, сделавшем его мегазвездой? На что были готовы поклонницы Николая Караченцова ради его внимания? За что Сергей Жигунов обижался на Светлану Дружинину? И как кинематограф 80-х создавал героев своего времени?

150-летие со дня смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина советские кинематографисты отметили весьма нетривиально. На экраны кинотеатров вышла, пожалуй, самая необычная и неоднозначная картина Романа Балаяна "Храни меня, мой талисман". Впрочем, обвинить фильм в легкомысленном отношении к поэту было бы вышей несправедливостью. Напротив, все мысли режиссера и актеров, занятых в картине, были сосредоточены исключительно на Пушкине.

Однако у киноленты был один огромный недостаток – она получилась непохожей ни на одну картину своего времени. Она была другой и в драматургическом, и в изобразительном, и в актерском плане. Весь кинофильм был соткан из новаторских приемов. Возможно, поэтому его и приняли далеко не все. Зато запомнили все без исключения.

Как создавалась это уникальное произведение? Что Роман Балаян изменил в сценарии Рустама Ибрагимбекова? Какую роль в творческой судьбе режиссера сыграл Никита Михалков? Что общего было у актеров Олега Янковского и Марчелло Мастрояни? С кем Александр Адабашьян сравнил кинокритиков? В чем Роман Балаян помог актеру Абдулову? И какая сцена в картине "Храни меня, мой талисман" была абсолютной импровизацией?

В 50-е годы, когда страну сотрясал грохот масштабных послевоенных строек, с киноэкранов зрителям улыбались простоватые, но обаятельные работяги.

В оттепельные 60-е их место заняли романтики. К началу 70-х лозунги про светлое будущее поистрепались, люди устали от положительных плакатных героев, и в фильмах стали появляться мужчины с проблемами, надломленными судьбами и неустроенной карьерой.

Почему сам Алексей Баталов вовсе не считал своего Гошу из "Москва слезам не верит" положительным героем? В какой сцене на съемках "Афони" отказался раздеваться Леонид Куравлев? Зачем Василий Шукшин торопился поскорее закончить "Калину Красную"? И что так привлекало зрительниц 70-х в героях-неудачниках?

Едва прозвучала команда "Снято!", как ведущий актер картины "Не бойся, я с тобой!" Мухтарбек Кантемиров поспешил в конюшню. Его верный товарищ и помощник в трюковых сценах, конь Алмаз, был тяжело болен. Ни цирковой артист, ни его товарищи по съемочной площадке тогда и предположить не могли, что вскоре на волоске от смерти окажется и сам актер.

Какая роковая ошибка едва не стоила жизни и карьеры Мухтарбеку Кантемирову? На какие хитрости приходилось идти режиссеру Юлию Гусману, чтобы снять эффектные кадры? Как азербайджанские кинематографисты спасли Сергея Юрского?

25 июня 1974 года. После унизительного обыска,с задержкой на 45 минут, Александр Галич с гитарой в руках взошел на борт самолета Москва – Вена, который увез его из СССР. Вместе с ним из советской жизни – из архивов, библиотек, книжных магазинов, репертуара театров, кинотеатров и эфира телевидения – надолго исчезли пьесы,стихи и фильмы, снятые по его сценариям. Одним из них была любимая в народе и совершенно безобидная комедия "Вас вызывает Таймыр".

Как же получилось, что в конце 60-х, режиссеру Алексею Кореневу разрешили снимать фильм по сценарию диссидента? Как работе над этой картиной помешали прославленные режиссеры Леонид Гайдай и Савва Кулиш? За что актриса Елена Коренева получила пощечину от своего отца? И какую роль лента "Вас вызывает Таймыр" сыграла в судьбе Алексея Коренева?

На главную роль в фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" Владимир Высоцкий согласился с радостью и сразу же принял активное участие в работе. Но почему в итоге он остался недоволен собой в этой картине? Из-за чего обиделся на режиссера?

Почему Александр Митта отказался использовать песни Владимира Высоцкого, специально написанные для этого кино? Какие еще изменения претерпела картина во время съемок? И какая жизнь на экране была уготована фильму "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил"?

Каждый режиссер мечтает о богатой фильмографии и счастливой профессиональной судьбе. Однако даже если удается снять картину, полюбившуюся всей стране, вовсе не обязательно, что за ней последуют и другие – такие же популярные.

Бывало и такое, что в народной памяти постановщик так и оставался режиссером одного фильма. Ради чего Искра Бабич оставила кинематограф? О чем в конце жизни сожалел автор "Свадьбы в Малиновке" Андрей Тутышкин?

Как режиссер Александр Аскольдов добился выхода на экраны своего запрещенного "Комиссара"? И почему эти режиссеры больше не сняли известных картин?

Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель, которого обожает не одно поколение читателей в нашей стране. Наверное, именно поэтому произведения этого автора так любят экранизировать отечественные кинематографисты. Хотя зачастую судьба этих постановок не менее сложна, чем судьба самих произведений.

Как Леонид Гайдай осовременил пьесу Булгакова и снял комедию "Иван Васильевич меняет профессию"? Из-за чего Владимиру Наумову пришлось играть в азартные игры, чтобы выпустить на экраны фильм "Бег"? За что критиковали режиссера "Дней Турбиных" Владимира Басова?

Почему экранизация "Собачьего сердца" Владимира Бортко сегодня считается эталоном? И через что пришлось пройти режиссерам, снимавшим экранизации произведений Михаила Булгакова?

За несколько лет до появления знаменитого Штирлица в кино возник другой, не менее известный разведчик. Его звали майор "Вихрь". Фильм, основанный на реальных событиях, напоминал остросюжетный детектив и вдобавок открыл зрителям нового актера – Вадима Бероева.

Чья биография легла в основу сюжета фильма "Майор "Вихрь" Почему на главную роль был утвержден малоизвестный артист Вадим Бероев? Зачем на съемках сцены в гестапо его били по-настоящему? И кто не поверил в любовную историю разведчика и радистки?

Поехать заграницу для советского человека было сродни полету на другую планету – интересно, но недосягаемо. При этом посмотреть на красивую жизнь хотелось многим. И тогда люди шли в кино. Там время от времени показывали английские детективы. Особенно полюбились зрителям экранизации произведений королевы этого жанра – Агаты Кристи.

Что спасло Александра Кайдановского от гибели во время съемок "Десяти негритят"? Чего стеснялась Любовь Полищук, когда снималась в "Тайне "Черных дроздов"? Какую роль поездка в Англию сыграла в судьбе Дмитрия Крылова – Гастингса из фильма "Загадки Эндхауса"? И как в условиях "железного занавеса" режиссеры создавали атмосферу старой доброй Англии?

1 января 1979 года через экраны телевизоров во все советские дома ворвалось яркое, музыкальное, фееричное "Обыкновенное чудо" – философская притча по мотивам пьесы Евгения Шварца в прочтении режиссера Марка Захарова. Однако мало кто помнит, что за 15 лет до премьеры культового телефильма в советский кинопрокат вышла первая версия "Обыкновенного чуда", в постановке невероятно талантливого и всеми любимого актера Эраста Гарина.

Почему он решил взяться за пьесу Евгения Шварца? Из-за чего на роль Медведя в театральную постановку режиссер позвал Вячеслава Тихонова, а в кино – Олега Видова? За что исполнительница роли придворной дамы – актриса Валентина Караваева – всегда была благодарна Эрасту Павловичу? И как фильм 1964 года помог в работе режиссеру Марку Захарову?

"А если это любовь?" – уже совсем скоро этой картине исполнится 60 лет. И, сколько бы лет не прошло, картина "А если это любовь?" будет продолжать тревожить наши сердца снова и снова, будет заставлять думать, возмущаться и сопереживать.

Это был не просто революционный фильм, это был фильм, который просто вынудил большинство людей иначе взглянуть на себя и друг на друга. Но, что самое удивительное, эту картину снял основоположник классики советского кино – Юлий Райзман – режиссер-постановщик знаменитого "Коммуниста".

Что же заставило успешного и всеми уважаемого режиссера вдруг обратить свой взгляд в сторону "запретной" любви подростков? Почему юная Жанна Прохоренко предпочла Юлия Райзмана Михаилу Ромму? В чем были похожи режиссер Райзман и актриса Прохоренко? Почему все, без исключения, актеры боялись любовных сцен с артисткой?

Одесса. 1985 год. Артист Всеволод Шиловский приехал в любимый город к своему другу – Ивану Лымарю, который совсем недавно был назначен директором Одесской киностудии. Во время прогулки по пляжу Иван Данилович обратился к другу с необычной просьбой – снять хорошую кассовую картину.

Шиловский был занят в театре, а потому сказал, что готов уложиться в месяц. Лымарь не поверил, ведь снять полноценный фильм за такой короткий срок невозможно. Но у актера и режиссера уже появилась идея на миллион – "Миллион в брачной корзине".

Почему Иван Лымарь все же решился на эту авантюру? Кто научил целоваться Ольгу Кабо? Как в фильме снялся наследник сразу двух актерских династий? Что связывало Александра Ширвиндта и Софико Чиаурели? И смог ли Всеволод Шиловский снять кассовую картину всего за один месяц?

1966 год. Весь Советский Союз готовился отметить на следующий год большой праздник – 50-летие Великой Октябрьской революции. А на Лубянке планировали празднование своего юбилея – 50-летия со дня образования ЧК.

По прямому указанию сверху в Госкино перебирали десятки сценариев, пока не вспомнили о книге Вадима Кожевникова "Щит и меч", которая вышла совсем недавно и пользовалась большим успехом. Идею экранизации одобрили быстро. Но как успеть к важной дате, если до юбилея оставался всего год?! Надо ведь написать сценарий, найти актеров, выбрать натуру, снять и смонтировать целый фильм.

Выполнить эту задачу мог только Владимир Басов – так быстро, как он, на тот момент не снимал никто. Почему советский разведчик Рудольф Абель отказался стать прототипом романа "Щит и меч"? Благодаря кому Олег Янковский сыграл в фильме свою дебютную роль? Почему Станиславу Любшину запрещали улыбаться на съемках? И удалось ли Владимиру Басову спасти юбилей ЧК?

"Застава Ильича" – картина с по-настоящему сложной судьбой. Ее критиковали, нещадно резали, искали в ней скрытые смыслы. Еще не был закончен монтаж картины, а по Москве уже поползли слухи, что молодые кинематографисты сняли очень смелое, местами дерзкое, а в чем-то даже революционное кино. Невероятно, но кто-то из маститых режиссеров даже написал на Марлена Хуциева донос: якобы он своим фильмом подрывает коммунистическую идеологию.

Почему же у безобидного легкого романтичного фильма такая непростая судьба? Что крамольного Никита Хрущев увидел в этой картине? За что актриса Ольга Гобзева дала пощечину Андрею Тарковскому? И кому из артистов "Застава Ильича" открыла дорогу в большое кино?

Борьба за первенство между СССР и США в освоении космоса велась с самого начала, и советский народ пристально следил за этим противостоянием. Тоже самое происходило и с научно-фантастическим кино.

В 1968 году вышла "Космическая Одиссея 2001" Стэнли Кубрика, снискавшая мировую славу. В Госкино решили снять достойный ответ Западу. Как набирали пионерский отряд космонавтов? Почему после проб Андрей Тарковский не утвердил Наталью Бондарчук на роль в фильме "Солярис"? И как советские режиссеры покоряли кинематографический космос?

Знаменитый на всю страну певец и артист Вахтанг Кикабидзе никогда не учился ни вокалу, ни актерской игре – профессионального образования в творческой сфере он так и не получил. Тем удивительнее, что на весь Советский Союз он стал известен как певец и киноактер.

По воспоминаниям самого артиста, он всегда грезил лишь о сцене. Правда, мечта его чуть было так и не осталась мечтой. После прослушивания в Тбилисскую консерваторию ему отказали в приеме. Дескать, слишком уж прозападной была его манера пения, и все же Вахтанг Кикабидзе певцом стал, а вскоре и актером.

Его первой киноролью стала работа в картине, снятой на киностудии "Грузия-фильм". Но по-настоящему популярным Кикабидзе сделал другой грузин – Георгий Данелия. Вот только сначала знаменитому режиссеру эстрадный певец Вахтанг Кикабидзе совершенно не понравился, а главная роль в фильме "Не горюй!" могла достаться другому.

Что же заставило режиссера передумать и доверить непрофессиональному актеру его первую заметную роль? Какой эпизод картины "Мимино" так и не увидели зрители? И как двум грузинам – Данелии и Кикабидзе удалось пронести свою дружбу через всю жизнь?

Лирическая кинокомедия "Дамы приглашают кавалеров" вышла на советские экраны весной 1981 года. Это был легкий, трогательный, слегка наивный фильм с удивительной атмосферой конца 70-х и лучшими советскими киноактерами.

При этом картина была полнометражным дебютом режиссера Ивана Киасашвили. Первой она оказалась и для другого молодого автора – Карена Шахназарова, который написал к ней свой первый сценарий.

Но почему же постановщиком стал не он сам, а Иван Киасашвили? Из-за чего Марину Неелову считали актрисой с тяжелым характером? Какую роль в картине мог исполнить известный певец Вахтанг Кикабидзе? И как в фильме дебютанта снялись самые известные актеры СССР?

Популярное