Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

У Леонида Куравлёва богатая фильмография – почти двести ролей. Но ни Жоржем Милославским, ни Хомой Брутом, ни Робинзоном его на улице не называют. А вот Афоней – запросто. Вот и на улицах Ярославля, где снималось много сцен из "Афони" его нет-нет, да и окликнут - Афоня! Вместе с актёром мы съездили в Ярославль, прошлись по местам съёмок, заселились в тематический номер "Квартира Афони" в киноотеле города, а также посетили знаменитую пивную "Афоня", где подают рыбу на газетке, пиво в кружках, и целый день крутят по телевизору фильм "Афоня".
Зрители морально неустойчивого Афоню, как ни странно, полюбили. Казалось бы, отрицательный персонаж. Но прохиндей и пьяница не вызвал осуждения или неприязни, а совсем наоборот. В чем тут дело?

В этом документальном фильме актёры и создатели картины рассказывают, почему кино, столь полюбившееся миллионам зрителей, было вынуждено буквально продираться сквозь цензуру. Что же за скрытые смыслы могли разглядеть в этой совершенно безобидной ленте о дружбе и взаимопомощи советские цензоры, запретившие кинофильм к прокату и даже приказавшие уничтожить его.
Специально, чтобы почувствовать мир Востока - который, как известно, "дело тонкое", - съемочная группа с ведущим фильма Сергеем Медведевым отправилась в пустыню...

С этого фильма началась история сериалов в СССР. Однако он мог оказаться на полке. От запрета спас чиновник Госкино, который при режиссёрах разорвал требования цензуры, – случай беспрецедентный.
-- Как за успех фильма пришлось расплачиваться исполнителям главных ролей?
-- Почему так трагично сложились их судьбы?
-- Правда ли, что съёмки в сериале "Тени исчезают в полдень" сказались на душевном здоровье Александры Завьяловой?
-- Как живётся на чужбине Галине Логиновой, маме Милы Йовович?
-- И где находится знаменитый Марьин утёс?

Марина Неелова рассказывает о знаменитых, легендарных артистах, с которыми ей довелось работать: Фаине Раневской, Валентине Гафте, Нине Дорошиной, а также о режиссерах Галине Волчек, Римасе Туминасе и Валерии Фокине.
-- Фаина Раневская, часть 1
-- Фаина Раневская, часть 2
-- Валентин Гафт
-- Нина Дорошина
-- Галина Волчек, часть 1
-- Галина Волчек, часть 2
-- Римас Туминас
-- Валерий Фокин


Веру Глаголеву режиссеры называют самородком. Актриса обладает природным актерским талантом и давно завоевала своего зрителя. Завоевывать и побеждать – вообще в ее характере.
В любом из полусотни фильмов, где Глаголева блистала за сорок с лишним лет своей актерской карьеры, от нее невозможно оторвать глаз. Кинокритики называют ее героинь в десятках фильмов хрупкими девочками с очень сильным характером.
Сейчас на счету Глаголевой шесть режиссерских работ. Фильмы получили десятки наград на международных и российских кинофестивалях. Впервые мы покажем эксклюзивные кадры: режиссер Глаголева на съемочных площадках своих картин.

Когда журналисты приехали на съёмки этого фильма, то продюсеры и режиссёр заявили: "Это будет "Москва слезам не верит", только про бандитов". Тогда над ними лишь усмехнулись. Но вскоре "Бригада" действительно "прогремела" на всю страну и повлияла на судьбы миллионов зрителей. История про четырёх друзей, которые объединились в банду, чтобы выжить, вполне типична. Похожих криминальных сериалов было много, но почему-то именно "Бригада" режиссёра Алексея Сидорова всколыхнула всю страну и стала культовой. Мало кто знает, каких душевных и физических затрат стоили съёмки в "Бригаде" актёрам.

Хотя на счету актрисы более 80 ролей, в том числе и главных, зрители полюбили актрису за ее эпизодические роли в комедиях мужа – Леонида Гайдая. Гребешкова сыграла десятки ролей, но сама говорит: "Моя главная роль – жена Гайдая". Но каково это – быть женой Гайдая?
В нашем фильме актриса впервые развенчает все мифы о беззаботной и обеспеченной жизни жены знаменитейшего режиссера. Большую часть жизни именно Нина Гребешкова тянула на себе весь домашний быт от готовки и уборки до ремонтов. Она водила автомобиль и сама чинила его! Гвозди в доме забивал не Гайдай, а она. Если было нужно, актриса Гребешкова легко перевоплощалась и в слесаря, и в электрика, и в плотника.

-- Какие выходки позволяли себе поклонники Ирины Алферовой?
-- Почему до конца жизни режиссера мучила совесть?
-- О чем сегодня знаменитые актеры вспоминают с отвращением?
-- Какие страсти кипели на съемочной площадке?
Об актерских судьбах, невероятных трюках и секретах -- со съемочной площадки фильма "Д\'Артаньян и три мушкетёра"
Среди многочисленных экранизаций романа Дюма картина Юнгвальд-Хилькевича считается одной из лучших в мире. Полный приключений фильм снимали весело и не без риска, но все жертвы и старания были не напрасны – он стал любимым для миллионов зрителей, а актёры – настоящими народными героями.

Николай Парфёнов сыграл в кино более 130 ролей. Это не рекорд, но актёров с такой фильмографией и в мире не так много. На советские экраны Парфёнов выходил, словно прямиком из конторы госслужащего или мастерской местного ЖЭКа. За без малого 50 лет в кино Парфёнов создал целую галерею сутяжников, бюрократов и подхалимов всех мастей. За редким исключением, каждый герой Николая Парфёнова был, как говорили в народе, "с чудинкой". Портреты таких актёров, как он, не украшали обложки журналов, и никто не мог представить, что этот нелепый персонаж в жизни был пылким влюблённым, верным мужем и заботливым отцом...

Белов родился во Ржеве, а детство провёл на Курилах, по последнему месту службы отца. Офицерское окружение приучило его к дисциплине. Сослуживцы отца были людьми жадными до жизни, это передалось и Юре. С детства его интересовало всё. Белов мечтал быть всем и побывать везде - он хотел быть и подводником, и геологом, и космонавтом, может, поэтому он и решил стать актёром. Отчасти, так и случилось... Но сам Юрий Белов был куда глубже и серьёзнее обычного лицедейства.

Пленка с необычным юмористическим киносюжетом появилась в архиве случайно: в начале 1980-х годов ее привезли из Центрального дома работников искусств (ЦДРИ). Точной датировки лента не имела, и специалисты предположили, что операторы запечатлели новогодний капустник артистов эстрады, посвященный встрече 1950 года. Но оказалось, что это не так. Вместе с экспертом удалось определить настоящую дату съемки, а также прояснить содержание номеров капустника, в котором принимали участие такие знаменитые артисты, как Аркадий Райкин, Леонид Утесов, Николай Сличенко, Мария Миронова, Александр Менакер и другие звезды той далекой эпохи.


Эпохальный обзор истории фотографии исследует ключевые события и образы, оставившие след в ее развитии.
01. Ухватить тени
02. Документы для художников
03. В правильном месте в правильное время
04. Бумажные фильмы
05. Мы – одна семья
06. Поспешные Суждения

Ему удавалось всё – в театре, в кино, на радио, на литературном поприще и в личной жизни. За свою жизнь он сыграл и озвучил сотни ролей, его голос, как говорили в популярном анекдоте, звучал из каждого утюга. Он был по-настоящему любим. Не доволен Зиновием Гердтом, как правило, бывал только один человек – сам Гердт. Не успевали стихнуть аплодисменты благодарной публики, как актёр уже начинал потихоньку ворчать на себя в домашнем кругу и всё больше и больше хотел новой работы.

Критики уверены – именно с "Карнавальной ночи" началась эпоха, которую мы называем "Золотой век советского кино". Однако немногие знают, что в далёком 1956-м году художественный совет назвал дебют Рязанова "фильмом серым и бездарным"... Именно "Карнавальная ночь" открыла миру кинодиву Людмилу Гурченко и блестящего режиссёра Эльдара Рязанова.
О любимой многими киноленте и о том, как создавался легендарный фильм идёт речь в очередном выпуске программы "Тайны нашего кино".

Бой кремлёвских курантов, который слушает вся страна, шампанское, украшенные ёлки – такого набора вполне достаточно, чтобы любить этот день больше всех остальных. Но Новый год – это гораздо больше, чем праздник. Есть ещё что-то неуловимое в таинстве ночи, когда никто не спит… Как отражалась эта магия советскими режиссёрами на экране?

Это сегодня "Золотой теленок" - классика отечественного кино. Но должно было пройти время, чтобы кинофильм из числа непризнанных перешел в разряд классических комедий. Почему ставшие теперь классическими комедийными моменты не были поняты зрителями в 1968 году, совершил ли режиссер Михаил Швейцер профессиональные ошибки, экранизируя роман Ильфа и Петрова, как повлиял Остап Бендер и его последователи на жизнь советского общества второй половины XX века - об этом речь в фильме.

Фильм "Король-олень" вышел на экраны 28 декабря 1970 года. Сценарист Вадим Коростылев, как указывалось в титрах, "переписал по памяти" знаменитую сказку Карло Гоцци. Главные роли в картине исполнили любимые зрителями артисты: Юрий Яковлев, Валентина Малявина, Сергей Юрский, Олег Табаков, Олег Ефремов, Елена Соловей.

Особую популярность и любовь зрителей Леонид Броневой завоевал после исполнения роли Мюллера в телефильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Следует также отметить его роли в фильмах "Агония", "Покровские ворота", "Формула любви", "Тот самый Мюнхгаузен" и многих других. Особая страница в творчестве Броневого – участие в телевизионных постановках А.В. Эфроса "Всего несколько слов в честь господина де Мольера" и "Борис Годунов".


Фильм посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. На дворе начало новой эры. Однако, как показало время, сочинения Георгия Свиридова не только не устарели, но стали еще значительнее, еще масштабнее. Ведь настоящий талант рождает новый мир - невиданный и небывалый. Таким был Георгий Свиридов - ярчайшая страница русской музыки, настоящая музыкальная вершина.

Свиридов - автор композиции "Время, вперед!", которую каждый человек в стране знает как музыкальную заставку к программе "Время". Именно она стала одним из знаковых произведений, прозвучавших на открытии Олимпиады в Сочи. Почему музыка несколько раз пропадала из эфира и возвращалась? С какими историческими событиями в стране это связано? Все непростую историю этой музыки сам Свиридов рассказал в своих дневниках, недоступных для широкой публики.
О его непростом характере ходят легенды, а его личная жизнь долгое время была "закрытой территорией". Мы расскажем о личной жизни Георгия Свиридова, которая складывалась непросто и подчас трагично.

Популярное