Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Стойкость 12-летней девочки, стоицизм фронтовика-деда, нетерпимость подросткового коллектива и горечь предательства.
Недавний сказочник Ролан Быков задумал фильм о жестких вещах, нетипичный для себя фильм - такой глубины драму, у которой не может быть однозначно счастливого конца. Это внушало студии недоверие к его замыслу, это же создало проблемы и после проката фильма, когда советская публика пережила шок - такого прямого и нелицеприятного разговора о коллективе и одиночке в стране победившего коллективизма не предполагалось…

Экранизируя классическую горьковскую пьесу о том, как приумножая богатства, человек разрушает свою душу, Глеб Панфилов открыл для себя эпоху русского капитализма. Время инноваций и меценатства, а не только безжалостной эксплуатации. И его экранная версия "Вассы Железновой" тоже оказалась инновационной - она будто заглядывала в грядущее десятилетие, когда капиталист вновь станет одной из центральных фигур российской истории. О том, как реальность корректировала замысел режиссера, как оформлялся этот замысел - речь в программе.

Считается, что "Золотое сечение" - это эталон идеала, фундамент всего существующего природе, от строения растений и человека до музыкальной гармонии и живописи. Но всегда ли человек считает правильное красивым?
Фильм расскажет о роли золотого сечения в искусстве и современной жизни.

Фильм "Председатель" запретили прямо в день премьеры, потому что персонаж Михаила Ульянова был не однозначным советским героем, а человеком с драматическим личным опытом, немного фанатиком, немного истериком, потому что он совсем не соответствовал советской идеологеме о положительном герое. Потому что послевоенная деревня в фильме показана не ареной свершений, а узлом противоречий и местом испытаний.
О том, какие противоречия пришлось преодолеть в ходе создания картины сценаристу Нагибину и режиссеру Салтыкову и как свои роли создавали Михаил Ульянов, Иван Лапиков и Нонна Мордюкова - речь в программе.

На одном из зарубежных кинофестивалей Николай Губенко на вопрос "почему русские все снимают и снимают фильмы о войне", ответил не за все советское кино, он сказал о себе персонально: "Про что же еще мне снимать, если я родом из той войны?"
Фильм "Подранки" о сугубо личном опыте автора, связанном с Великой Отечественной - о его сиротстве, о детстве в интернате, об эпохе, которая не предполагала счастливого детства - она закаляла личность. О том, как драматический опыт автора переплавлялся в один из самых выдающихся советских фильмов - речь в программе.

Создатель замечательных фильмов о современности, постановщик "Высоты" и "Моего младшего брата", решает экранизировать классику, да еще роман об адюльтере в XIX веке. Парадокс. Но не этого рода проблемы стали главными в процессе работы над фильмом "Анна Каренина": пересъемка части материала из-за брака пленки и болезни первого Каренина - Иннокентия Смоктуновского, ввод в почти снятый фильм на роль Каренина Николая Гриценко, казалось почти невозможным было убедить руководство "Мосфильма" в необходимости съемок нескольких эпизодов в Италии… Но не из преодоления ли рождаются великие фильмы?

Вадим Абдрашитов задумывал жесткую картину. Чтобы зритель ежился от тревожных ощущений с первого кадра. А когда "Охота на лис" была закончена, задумалось уже и руководство советской кинематографии - как в стране официально победившего социализма выпустить в прокат столь непростую картину, советский образец "фильма морального беспокойства"… Но "Охота на лис" - пример гармонии: стиля и послания, режиссерской манеры и почерка драматурга, зрительского восприятия и вызовов времени. И она ничуть не устарела и теперь. О том, что стало причиной столь долгой жизни "Охоты на лис" - речь в программе.

Этот фильм зримо представил публике тех самых молодых, независимых и мыслящих людей, получивших наименование "шестидесятники". Писатель Василий Аксенов, первейший в Москве стиляга, отвечал повестью на обвинения своему поколению в никчемности. Молодой режиссер Алексей Сахаров доказывал себе, что он способен создать свой фильм буквально с нуля - с первой сцены сценария. А дебютантка Нина Шацкая рассказывала, как она утром взяла в библиотеке книгу "Коллеги", а вечером ее пригласили на пробы в фильм. Но невероятный успех фильма вовсе не означал его легкой судьбы...

Ученый-гений, мыслитель, творец, "русский космист" и покоритель космоса - Циолковский с его непростой биографией, непростым характером и трагической личной историей, совсем не соответствовал линии киноначальства на создание образа советского ученого... За фильм "Взлет" пришлось бороться: режиссеру С. Кулишу с актерской неискушенностью "артиста" Ев. Евтушенко и за свое понимание личности Циолковского. Сценаристу О. Осетинскому - с постановочным "волюнтаризмом" Кулиша. Евтушенко, обласканному публикой и властью, - за то, чтобы фильм не пострадал от цензурных ножниц... Но "Взлет" оправдал свое название.

14 миллионов книг хранится в Британской библиотеке. Протяженность полок составляет более 600 километров. Каждый год в библиотеку поступает 300 тысяч новых книг, заполняя ее новыми шедеврами. Древние тома не просто хранят знания, но и являются свидетелями нашей истории. На протяжении веков книги продолжали знакомить людей с новыми идеями. Именно от книг зависит наша точка зрения на окружающий мир и на самих себя. Иногда книгам удавалось даже менять ход истории.
серия 1 - Древние Библии / Ancient Bibles
серия 2 - Средневековые шедевры / Medieval Masterpieces
серия 3 - Страна чудес в картинках / Illustrated Wonderlands
серия 4 - Судьба мягкой обложки / Paperback Writer

Фильм "Коммунист" - уникальный случай, когда все ожидания, с ним связанные, оказались оправданы. Юлий Райзман и Евгений Габрилович хотели сделать своим героем обычного рядового человека, готового на подвиг для дела народа. Героев эпохи в "Коммунисте" должны были играть пока неизвестные молодые актеры, потому что для Райзмана это был фильм об обновлении, свежем дыхании времени. На этом пути авторов фильма ждали препятствия и удивительные открытия. Одним из препятствий стала неопытность Евгения Урбанского. Но она же оказалась и огромным ресурсом - его искренняя неловкость сделала его Василия Губанова живым человеком, а не ходячим агитплакатом.

"Мой дядя был веселым человеком", - так начиналась повесть А. Макарова о человеке, которому Великая Отечественная война помешала стать артистом, но который всегда оставался Артистом с большой буквы. Фильм переполняют мелодии, благодаря которым после войны смогла выжить целая страна, его атмосфера исторична и лирична одновременно - ведь одним из главных героев тут стала послевоенная Москва, ее окраины и переулки, ее дворы и кухни, ее старожилы. О том, как создавался мир фильма, как были найдены его удивительные лица и уникальная интонация - речь в программе.

Серебряный век, русские сезоны, дягилевские артисты, декорации, которые предстояло воспроизвести по эскизам Бенуа, больше десятка стран и целая жизнь выдающейся русской балерины. Все это - в одном фильме.
Поступок со стороны режиссера фильма "Анна Павлова" Эмиля Лотяну был настолько дерзким, что заявку приняли к рассмотрению. Из авторской дерзости и решимости родился "лирический эпос" и рассказ о свободе художника в эпоху и в стране, где у художника уже не могло быть свободы…
О том, как рождался личный миф Эмиля Лотяну о великой балерине и пойдет речь в программе.

Фильм "Иван Грозный" создавался по указанию Сталина. Фильм о личности, которую Сталин считал своим историческим альтерэго, "прогрессивной силой своего времени", использовавшей "опричнину как целесообразный инструмент"… Но это был фильм режиссера (Сергей Эйзенштейн), чей художественный дар не подчинялся приказу даже всесильного властителя, хотя сам режиссер вполне осознавал возложенную на него миссию. Вся канва событий, связанных с фильмом "Иван Грозный" - в программе Александра Казакевича.

Режиссер Сергей Соловьев совсем не хотел снимать этот фильм. Он не хотел экранизировать роман президента Колумбии и становиться кинозаложником высоких советско-колумбийских отношений. Противоречия, проблемы, 32-часовые перелеты Москва-Богота, политическая ответственность, незнакомый актер Леонид Филатов в главной роли, у которого даже не было проб, и 22-летняя русская девушка Татьяна Друбич на роль колумбийки...
Тем не менее «Избранные» стал в полном смысле избранным среди мосфильмовских фильмов и совершенно особой главой советского кино.

Не смертелен ли брак для любви, каков срок ее жизни и возможно ли любить одного человека долгие годы законного брака? М.Швейцер и С.Милькина снимали фильм "Крейцерова соната" в конце существования СССР, когда обессмыслилась идеология. И человек остался один на один с собой, своим нравственным я. И для актуализации этой темы Швейцеру и Милькиной нужен был в качестве исполнителя главной роли Олег Янковский - актер, всегда игравший мотив экзистенциального выбора. О том, как рождался один из последних фильмов знаменитого режиссерского дуэта, и пойдет речь в программе.

Фильм "Сережа" - дебют режиссеров Георгия Данелии и Игоря Таланкина - один из самых трогательных из советских киношедевров. В картине зритель увидел мир глазами ребенка, человека чистого, прямого и бескорыстного, в котором так нуждалась эпоха, названная позже "оттепелью" и обещавшая обновление. О том, как создавалось новое кино нового времени расскажет автор и ведущий А. Казакевич.

Это фильм, который утвердил в режиссерском качестве Петра Тодоровского. Это фильм, который соединил две стихии - абсолютную нетипичность актера Зиновия Гердта и абсолютное соответствие стандартам прекрасного актрисы Аллы Ларионовой. И, наконец, это фильм который создавался в самых передовых экономических обстоятельствах - на Экспериментальной творческой киностудии Чухрая. И поэтому этот фильм в самом процессе производства воплотил свою главную идею: ни на кого не похожий человек, слишком своеобразные люди должны иметь право на существование в социуме.
"Фокусник" - это фильм, в который проникла реальная жизнь его создателей и который изменил реальную жизнь своих создателей.

Фильм о Вере Холодной? Детектив о немом кино? Нет, от первичных планов в "Рабе любви" мало что осталось. Многообещающий дебютант Р. Хамдамов не справился с проектом по не нравящемуся ему сценарию. Фильм о Вере Холодной стал фильмом о творческой личности в момент драматического перелома в истории России. И этот фильм снял Никита Михалков. От первичного замысла в нем остались шляпки шляпы, созданные самим Хамдамовым, стиль эпохи, который он был намерен любовно воспроизвести. И главное - ленинградская актриса Елена Соловей. Н. Михалков нашел собственный способ рассказать историю о немом кино и революции, об уходе эпохи и смене стилей эпох.

Актерские фотопробы "Бориса Годунова" - два больших тома. Сергей Бондарчук снимал фильм, главным героем которого был не царь Борис, не самозванец Отрепьев, а народ. И посмотрев больше тысячи и актеров, и просто типажей, Бондарчук отобрал 40 человек. Они и стали народом "Бориса Годунова". В процессе создания "Бориса Годунова", второй исторической эпопеи Сергея Бондарчука, случилось немало непредсказуемого и даже удивительного.
О том, как создавался "Борис Годунов", фильм, оказавшийся историческим предзнаменованием и художническим предчувствием, в программе рассказывает автор и ведущий Александр Казакевич.

Популярное