Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Она никогда не писала стихи специально для фильмов, и все же ее строчки дали жизнь самым пронзительным и душевным кинохитам. Песни на ее стихи с удовольствием пели самые известные артисты, но ей самой это было совершенно безразлично.

В нее влюблялись, ее боготворили. Она разбивала сердца и ломала судьбы. Но была ли счастлива сама Белла Ахмадулина? Какие страхи терзали известную поэтессу? Почему не сложился брак Ахмадулиной и Евтушенко? И как любовные романы Беллы Ахатовны превратились в песни нашего кино?

Теща – этот образ издавна любим в народе. Тема отношений зятя и его "второй мамы" прочно вошла в фольклор. Кинематографисты не могли оставить без внимания такой яркий образ. Комедии про семейные неурядицы всегда пользовались успехом. Но если в анекдотах теща – это всегда одинаковая вредная старуха, то в советском кино образы тещ были разнообразнее.

За что Юрий Богатырев обиделся на Нонну Мордюкову во время съемок фильма "Родня"? Как роль тещи повлияла на карьеру Галины Польских? Из-за чего Валерия Дементьева почти не снималась в кино? Почему Евгения Ханаева запомнилась зрителям как своенравная свекровь? И как складывалась жизнь актрис, воплотивших в кино самые яркие образы тещ?

Вечное противостояние мужчин и женщин: любовь, страсть, ревность и снова любовь. Они все время спорят, их спор зачастую можно разрешить лишь с помощью песни.

Какой была судьба самых известных дуэтов мужчин и женщин в песнях нашего кино? Кому из актеров не дали спеть в кадре? И какие страсти кипели не только в кадре, но и за кадром?

Фильм о поэте Евгении Евтушенко, о том, какое место в его жизни занимала любовь к женщине, о романах и жизни с четырьмя женами. В фильме принимают участие: друг Евтушенко Евгений Сидоров, бывший министр культуры РФ, литературный критик, Чрезвычайный и Полномочный посол, секретарь правления Союза писателей СССР.

Ее называли "комсомольской богиней", а созданные ею произведения считали символом советской эпохи. Но она раз за разом доказывала, что ей подвластны любые жанры. И, хотя, этому композитору работа в кино не нравилась, лучшие свои песни она подарила именно кинематографу. Нежные, проникновенные, лиричные – такие могла написать только женщина.

Как же смогла она – хрупкая, миниатюрная блондинка Александра Пахмутова – найти свое место в суровом, сугубо мужском композиторском мире? И что скрывается за ее мягкой, кроткой улыбкой? Где Александра Пахмутова черпала вдохновение? Как этой маленькой девчушке из Сталинграда удалось завоевать столицу, а следом и всю огромную страну? Какая из песен Александры Пахмутовой легко могла покорить Голливуд? И как песня "Нежность" стала главным героем кинофильма?


Строчка "основано на реальных событиях" в начальных титрах к фильму приковывала внимание зрителей во все времена. "Сейчас мы увидим, как было на самом деле! Узнаем правду или приоткроем завесу какой-нибудь исторической тайны", – думали зрители в предвкушении просмотра. И даже если указаний на реальность событий не было, о достоверной и документальной основе такого кино обычно знали все.

Чем в жизни закончилась история любви, лежавшая в основе "Военно-полевого романа" Тодоровского? Кто был прототипом главных героев "Республики ШКИД"? Что правда, а что выдумка создателей в картине "Тегеран-43"? И как снимались фильмы, основанные на реальных событиях?

Он хотел быть услышанным, но не всегда мог говорить правду. Его считали печальным лириком, а он оказался озорным хулиганом. Его упрекали в осторожности, но он писал такие строчки, которые цензура пропускала только каким-то невероятным чудом.

Какие песни Окуджавы прошляпила цензура? Почему Александру Митте не удалось снять музыкальный фильм? И какие неожиданные открытия можно сделать, внимательно послушав еще раз давно знакомые песни?

"Умное лицо это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!". Эти знакомые до боли слова барона Мюнхгаузена, произнесенные когда-то Олегом Янковским, на самом деле принадлежат вовсе не знаменитому барону. Не принадлежат они и Олегу Янковскому.

Улыбаться нас призывал один из лучших драматургов второй половины двадцатого столетия – Григорий Израилевич Горин. Странно, но сам Григорий Горин улыбался редко. Но удивительным образом его всегдашняя печаль и непроходящая грусть в глазах рождала неповторимые, и ни с чем не сравнимые улыбки его родных, друзей, его зрителей. Может быть, это происходило оттого, что его фантазии Григория Горина были неисчерпаемы и безграничны? Главное не в этом. Главное, что фантазии Горина живы до сих пор. И до сих пор вызывают у нас такую же улыбку.

Почему же Григорий Израилевич решил переквалифицироваться из врача в драматурга? Что заставило его отказаться от первого же предложения написать киносценарий? Кого Горин видел в роли Мюнхгаузена? И почему не смог отстоять свое видение? Что нового в Григории Горине открыл Эльдар Рязанов? И как Григорий Израилевич заставил Марка Захарова навсегда уйти из кинематографа?

Работать бок о бок с неповторимым Зиновием Гердтом считали честью лучшие режиссеры страны. Его персонаж мог появиться в картине всего на несколько минут, но непременно становился одним из самых запоминающихся. Вот только далеко не каждая роль становилась дорога самому артисту.

Какие фильмы едва не поссорили Зиновия Гердта с Роланом Быковым? Почему его единственная главная роль осталась почти неизвестной? Как поэзия помогла Гердту стать профессиональным артистом? И за что он не любил картину, которая принесла ему всесоюзную славу?

Один из лучших учеников великого Арама Хачатуряна Алексей Рыбников, которого с юности называли музыкальным гением, всерьез увлекся детской песне во многом благодаря Леониду Нечаеву – режиссеру, снявшему фильмы "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку". Взявшись за эту работу, Рыбников решил, что в случае неудачи, обязательно бросит музыку. К счастью, этого не произошло.

Детские песни Алексея Рыбникова принесли фильмам Нечаева немалый успех. Их поют и сегодня. Возможно, потому, что песенки Буратино и Красной Шапочки написал настоящий мастер, для которого музыка была и остается самым серьезным занятием на свете.

Эти песни звучали по радио и в кино. А также на подпольных концертах. Под них танцевали в ресторанах. Их знали все. Поэтому они и прозвучали в фильме "Афоня".

Как "Афоня" остался без собственного шлягера? Почему неформальные рок-группы презирали официальные вокально-инструментальные ансамбли? И на каких "низменных" инстинктах сыграл режиссер, чтобы заполучить в свой фильм "Машину времени"?

Актер и режиссер Ролан Антонович Быков ушел из жизни в 1998 году. Однако зрители помнят его до сих пор, потому что в советском кино это была очень заметная и ни на кого не похожая фигура.

Как Ролан Быков придумывал своих персонажей и почему за ним закрепилась слава "неудобного" актера? Кто поддержал его решение заняться кинорежиссурой? Почему главный фильм своей жизни Ролан Быков посвятил школе? И как "маленькому человеку" удавалось снимать большое кино?

В 1970-х годах ВИА "Песняры" были популярны не только среди любителей музыки, но и у кинематографистов. Кинорежиссеры часто обращались к ансамблю с просьбой записать песню для фильма. И "Песняры" всегда их выручали, зачастую не подозревая, что записывают новый шлягер.

Какой фильм спас "Песняров" от забвения? Почему музыканты поначалу не хотели включать в свой репертуар будущий всенародный шлягер? Как "Песняры" едва не сорвали прямой эфир Центрального телевидения СССР? И какие трагедии преследовали создателей песни "В минуты музыки печальной"?

Добрый взгляд, неповторимые интонации, запоминающийся говор. Анатолия Папанова знала и любила вся страна. Он был поистине народным артистом – талантливым и самобытным.

Миллионы зрителей запомнили и полюбили Папанова как комедийного актера. Но в фильмографии Папанова немало ролей совсем иного характера. Какая роль больше всего досаждала Анатолию Дмитриевичу?

Зачем Папанова и Юматова запирали в одном номере ленинградской гостиницы? Почему Елена Папанова до 15 лет жила отдельно от родителей? И за что актер не любил фильмы, которые принесли ему популярность?

"Удивительная у меня профессия - актер", - такими словами Михаил Козаков начал свою автобиографическую книгу, в которой собрал все значимые для него воспоминания...
Как же удвалась Михаилу Козакову гореть так ярко и не сгорать так долго? Какие роли принесли артисту всесоюзную славу? Кто помог ему запустить в производство телефильм "Безымянная звезда"? И за что Михаил Михайлович любил и ненавидил картину "Покровские ворота?

Все коллеги называют Марину Мстиславовну не иначе, как великая русская актриса. И это неудивительно. То, что она обязательно станет артисткой, маленькая Марина знала с самого раннего детства. Конечно, тогда она еще не подозревала, что станет великой. Но с четырех лет была твердо уверена, что вся ее жизнь будет посвящена театральным подмосткам. Так и случилось. Как в старой доброй сказке.

Девочка выросла и превратилась в принцессу, потом в королеву, а потом в актрису, которая переворачивает представление о профессии, об актерском таланте не только у зрителей, но и у своих коллег. Конечно, можно сказать, что Марине Нееловой повезло. Природа очень щедро одарила актрису.

Но той Мариной Нееловой, которую мы все знаем и любим, ее сделал не только и не столько талант, сколько неутолимая жажда поиска, непрерывная работа неугомонной души. Именно эта работа, этот непрекращающийся поиск раз за разом рождают новых, абсолютно непохожих друг на друга героинь. В каждой из которых есть нечто особенное.

Что же едва не заставило актрису отказаться от одной из своих лучших ролей? Чем режиссер Михалков оскорбил Марину Мстиславовну? Как Марине Нееловой удалось покорить самого Валентина Гафта? И какой талант Марина Мстиславовна всю жизнь скрывает от публики?

Фильм о Владимире Меньшове — это фильм о счастливом упрямстве. О человеке, который многого добился в своей жизни вопреки неверию в его силы окружавших его людей. Однако именно он, Владимир Меньшов — режиссер, взявший «Оскара». Режиссер, знаменитые фильмы которого до сих пор не сходят с телевизионных экранов многих стран, снял всего лишь шесть игровых фильмов, из которых один — дипломный и короткометражный, другой — до сих пор незавершенный, еще с 2008-го года. Получается — четыре. Всего четыре полных метра. И сто девять (!) ролей в кино. Так кто такой Меньшов? Он больше актер или режиссер? Почему он, получивший мировое признание, так мало снимал кино сам?

Отечественные песни – головная боль чиновников и цензоров, но их, как правило, зритель запоминает с первого раза, они становятся настоящими хитами.

Почему же чиновники от киноиндустрии так боятся легкомысленных песенок? Как режиссерам удавалось отстаивать эти забавные музыкальные номера? И как актеры буквально спасали свои любимые песни?

В конце 70-х, когда Советский Союз жил предвкушением Олимпиады, сценарист Виктор Мережко работал над сценарием фильма "Родня", который писался по личной просьбе Нонны Мордюковой.

Актриса не просто так обратилась к Мережко – она знала, что за ним уже давно закрепилась репутация "женского сценариста". Героями его простых историй были простые люди, как правило, женщины – со своими радостями и горестями, обидами и разочарованиями, победами и поражениями.

Из-за чего Виктор Мережко поссорился с Людмилой Гурченко? Как подружился с Анатолием Папановым? Какие родственники стали прототипами героев в его лучших сценариях? И как вообще простой ростовский парень покорил вершины отечественного кинематографа?

В этом фильме гусару Боярскому пришлось дважды менять свой голос и внешность почти до неузнаваемости. Елена Коренева вообще оказалась под запретом, в том числе из-за вокальных данных, а Андрею Попову пришлось отстаивать свою честь поющего актера похлеще, чем гусару на дуэли.

Чем поэт Юлий Ким поразил дирижера Сергея Скрипку? Что не устроило худсовет в актерской игре Михаила Боярского? И почему режиссеру Светлане Дружининой запрещали снимать музыкальные фильмы?

Популярное