Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

"Старшая сестра" режиссера Георгия Натансона – один из самых ярких и запоминающихся советских фильмов 1960-х годов. Актеры, снявшиеся в этой картине, сегодня в долгих представлениях не нуждаются. Это Татьяна Доронина, Виталий Соломин, Наталья Тенякова и Инна Чурикова. Однако до съемок у Натансона о них мало кто знал. Возможно, именно поэтому худсовет Мосфильма всех этих артистов не утвердил. На что же пошел режиссер картины, чтобы отстоять свое видение актерского ансамбля? При каких обстоятельствах "Старшую сестру" спас Эдвард Радзинский? И как Татьяна Доронина в одночасье стала кинозвездой?

В преддверии Нового 1985-го года не только простые зрители, но и многие деятели кино с нетерпением ждали выхода нового фильма Марка Захарова. После успеха "Обыкновенного чуда" и "Того самого Мюнхгаузена" в кинематографических кругах гадали, чем будут удивлять Захаров и Горин на этот раз. Однако, казалось, режиссер и драматург не хотят ничего менять в своей "формуле успеха". В основу сценария нового фильма, как и всегда у Горина, легла история о конкретной исторической, даже легендарной личности – Графе Калиостро. Авторы сохранили и все свои фирменные знаки: юмор, танцы и музыку. Тем не менее "Формула любви" оказалась совсем не похожей на все предыдущие картины знаменитого дуэта. Как Горин и Захаров ушли от политики к любви? И сможет ли эта "чистая любовь" удержать планку зрительской любви и внимания на прежней высоте?

История фильма "Большая перемена" началась в 1970 году. Тогда в министерстве просвещения вышел указ об улучшении работы школ рабочей молодежи. Советский Союз нуждался в образованных рабочих кадрах, но школы продолжали пустовать. Тогда чиновники решили привлечь молодежь с помощью искусства. На Мосфильм поступил заказ снять фильм о веселой учебе в школах рабочей молодежи. Однако никто не предполагал, что кино получится настолько смешным. Режиссеру Алексею Кореневу удалось собрать удивительный актерский состав: от легендарных – таких как Михаил Яншин, до начинающих – например, Светланы Крючковой. Для нее это было первым появлением на экране. Весь этот актерский состав объединил Михаил Кононов. Роль Нестора Петровича сделала его по-настоящему знаменитым. Однако до конца жизни актер не любил вспоминать эти съемки и злился, когда его ассоциировали только с персонажем из "Большой перемены". Почему Михаил Кононов не любил своего Нестора Петровича?

"А давайте-ка, ребята, снимем что-нибудь веселенькое!" – сказал в 1973 году режиссер Леонид Квинихидзе и приступил к работе над своей первой музыкальной комедией "Соломенная шляпка". Чтобы фильм получился легким и игривым, как и положено французскому водевилю, режиссер решился на эксперимент. Он позвал сниматься хорошо знакомых друг с другом актеров, чтобы на площадке царили шутки, розыгрыши и импровизации. Именно в такой атмосфере и работали великие Миронов, Козаков, Стржельчик, Гурченко, Фрейндлих, Татосов, Боярский и Мигицко. Как же удалось режиссеру собрать такое созвездие актеров? Для кого фильм стал дебютной работой в кино? И почему после выхода картины Эльдар Рязанов отказался снимать Людмилу Гурченко и Андрея Миронова в своей "Иронии судьбы"?

В 1965 году писатель Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за свой роман "Тихий Дон". За несколько лет до того, в 1957 году, в Московском кинотеатре "Ударник" состоялась премьера второй по счету экранизации романа-эпопеи. С балкона навстречу героям торжественного вечера спускается молодая артистка Нонна Мордюкова и бросает тяжелый взгляд на режиссера Сергея Герасимова. Поравнявшись с Элиной Быстрицкой, она зло цедит сквозь зубы: "Что, проклятая, сыграла-таки?". Кто помешал настоящей казачке Нонне Мордюковой сыграть роль, предназначенную ей самой судьбой? Чего стоило начинающей актрисе Элине Быстрицкой попасть на съемочную площадку "Тихого Дона"? И что заставило Сергея Герасимова выбрать на главную роль неизвестного актера Петра Глебова?


1976 год. Картина "Старший сын" по одноименной пьесе драматурга Александра Вампилова неожиданно становится триумфатором 13-го Международного фестиваля телевизионных фильмов "Злата-Прага". Режиссер картины Виталий Мельников увозит из чешской столицы сразу два приза: приз Интервидения и приз за лучший сценарий. Однако мало кому известно, что этот фильм мог никогда не выйти на телеэкраны. Когда режиссер Виталий Мельников задумал экранизировать пьесу Вампилова, он получил решительный отказ.
По какой причине пьесы Александра Вампилова так долго запрещались к постановке? И почему режиссер Мельников не отказался от идеи экранизации "Старшего сына" и решил снимать картину втайне от руководства? Как ему удалось это сделать? И что заставило знаменитого актера Евгения Леонова согласился участвовать в этой авантюре?

Миллионы советских людей на вопрос: "Какой ваш любимый фильм?" в 1980 году отвечали одинаково: "Тот самый Мюнхгаузен". И ответ этот ни у кого не вызывал удивления. Действительно, в картине было все, чтобы стать любимой - и великолепный сюжет Григория Горина, и блестящая игра актеров, и конечно же замечательная постановка Марка Захарова. Однако основной составляющей успеха картины стал, конечно же, главный герой в исполнении Олега Янковского. Фильм "Тот самый Мюнхгаузен" навсегда связал имя актера с образом знаменитого барона. А ведь вовсе не Олег Янковский должен был сыграть эту роль.
Для кого же писал свой сценарий Григорий Горин? За какой талант Леонид Ярмольник был утвержден на роль Феофила, и как Мюллер помог Леониду Броневому сыграть Герцога? Чем закончилась дуэль Александр Абдулова с немецким каскадером? И каким образом на рогах у оленя выросло вишневое дерево?

Когда в 1959 году в СССР с успехом прошла американская экранизация романа "Война и мир", в правительстве впервые в истории страны было принято решение о съемках собственного фильма по знаменитой эпопее. Советский взгляд на русский роман Льва Толстого должен был ошеломить Запад. Но кто из режиссеров был способен справиться с такой серьезной не только художественной, но и политической задачей? Список претендентов возглавил классик отечественного кино и основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев.
Почему в итоге режиссером киноэпопеи стал Сергей Бондарчук? К тому моменту за его плечами была успешная актерская карьера, но всего одна режиссерская работа. На сколько лет затянулось создание киноленты? За что фильм занесли в Книгу рекордов Гиннеса? И какую цену заплатил Сергей Бондарчук за свою экранизацию романа Толстого?

Совместную советско-итальянскую приключенческую комедию "Невероятные приключения итальянцев в России" в СССР посмотрели более 50 миллионов человек. Она вошла в 90 самых значимых фильмов нашей страны. Однако мало кто знает, какой ценой далась авторам эта картина. Особенно – режиссеру Эльдару Рязанову.
Какие страсти остались за кадром "Невероятных приключений итальянцев в России"? Из-за чего у Эльдара Рязанова возникали конфликты с итальянской стороной? И как звезды советского кино помогли режиссеру, вопреки всему, осуществить задуманное?

"Гусарская баллада" – легкая и веселая картина, которая стала серьезным поворотным событием в жизни ее создателей. Для Ларисы Голубкиной она стала первой и главной работой в кино. Автору сценария Александру Гладкову фильм едва не стоил профессиональной репутации. А самому режиссеру Эльдару Рязанову, наоборот, помог спасти карьеру. Предыдущий фильм режиссера "Человек ниоткуда" чиновники от кинематографа запретили к показу. "Гусарская баллада" должна была решить, доверят ли Рязанову еще снимать. Если бы не этот фильм, зрители, возможно, никогда бы не увидели ни "Берегись автомобиля", ни "Служебного романа", ни "Иронии судьбы…". Режиссер просто обязан был сделать "Гусарскую балладу" успешной. Почему Рязанов решил, что пьеса, по которой был написан сценарий, не принадлежит перу Гладкова? Как вышло, что роль в фильме, сделавшая Ларису Голубкину знаменитостью, не принесла ей новых работ в кино? Что пошло не так на премьерном показе "Гусарской баллады", и почему карьера Рязанова могла закончиться в тот же день?

Мало кто знает его в лицо, но фильмы режиссера Виталия Мельникова известны нескольким поколениям советских зрителей: "Начальник Чукотки", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Старший сын", "Царская охота", "Бедный, бедный Павел" и, конечно, "Здравствуй и прощай". Это простая житейская история, которая могла произойти абсолютно в любой советской деревне. Она стала четвертой полнометражной картиной Виталия Мельникова и дебютной для сразу нескольких звезд отечественного кинематографа. Почему Мельникова называют первооткрывателем талантов? Какие звезды отечественного кинематографа обязаны режиссеру свое карьерой после работы над фильмом "Здравствуй и прощай"? Что делали на съемочной площадке казаки? И какие отношения связывали Олега Ефремова и Людмилу Зайцеву?

Конец 1950-х годов – расцвет "оттепели". Это время, когда вся страна вздохнула с облегчением. Людям хотелось радости и легкости как в жизни, так и на экране. Музыкальная комедия "Девушка без адреса" отразила веяния того времени и стала любимой для миллионов зрителей. Но почему же тогда режиссер Эльдар Рязанов не любил вспоминать свое творение? Как получилось, что на главную роль взяли Светлану Карпинскую – девушку без актерского образования? И почему, успешно дебютировав в кино, она так и осталась актрисой одной роли?

В 1983 году студия "Мосфильм" принимает решение экранизировать книгу известной английской писательницы Памелы Трэверс про няню-волшебницу Мэри Поппинс. Автором музыки к картине становится уже известный в Советском Союзе композитор Максим Дунаевский. Его жена актриса Наталья Андрейченко мечтает сыграть главную роль, но режиссер и студия утверждают совсем другую артистку. Как Андрейченко все же удалось получить заветную роль? На что пришлось пойти Олегу Табакову ради создания образа своенравной мисс Эндрю? И каким образом музыка Максима Дунаевского определила характер персонажей и судьбу всей ленты?

В 1963 году на Одесской киностудии снимают картину "Приходите завтра". В главной роли – актриса Екатерина Савинова. Автор сценария и режиссер – ее муж Евгений Ташков. В истории кинематографа случаи, когда муж-режиссер снимает в фильме свою жену, нередки. Однако это был совершенно особенный случай. Евгению Ташкову было жизненно важно, чтобы Фросю Бурлакову сыграла именно его жена. Эта роль должна была стать для нее настоящим спасением. Но судьба распорядилась иначе: картина, о которой супруги так долго мечтали, стала для них одновременно и счастьем, и трагедией. Какая встреча навсегда исковеркала судьбу Екатерины Савиновой? Почему ее внесли в "черные списки" "Мосфильма"? На что пришлось пойти Евгению Ташкову, чтобы вернуть радость жизни своей жене? И как случилось, что гениальная актриса после "Приходите завтра" больше не сыграла ни одной заметной роли?

Фильм "Отпуск за свой счет", вышедший на экраны в первый день нового 1982 года, рассказал историю о провинциальной воспитательнице детского сада Кате Котовой. Она приехала к своему возлюбленному в столицу, а затем отправилась за ним за границу – в Венгрию. Кому пришла в голову идея создания совместного советско-венгерского фильма, ставшего для многих участников съемок шансом побывать за границей? Как сложилось сотрудничество советских работников кино и их коллег из братской страны соцлагеря? Чем обернулись съемки в фильме для Игоря Костолевского? Почему из фильма вырезали все сцены с Михаилом Боярским? И как сложилась дальнейшая творческая судьба исполнительницы главной роли Ольги Мелиховой?

Читатели журнала "Советский экран" за роль в фильме "Пираты XX века" отдали Николаю Еременко звание лучшего актера 1981 года: настолько убедительно его старпом Сергей освобождал свой корабль от коварных пиратов, самым опасным из которых несомненно являлся каратист Салех, в исполнении Талгата Нигматулина. В жизни он и Еременко были друзьями со студенческой скамьи, а на экране изображали непримиримых врагов... Почему увлечение каратэ сыграло в жизни Талгата Нигматулина роковую роль? Как Николай Еременко справлялся с обрушившейся на него популярностью? И почему настоящая мужская дружба не смогла спасти двух главных советских киногероев XX века? Еременко и Нигматулин: друзья в жизни – враги на экране.

Михаил Шолохов более 10 лет вынашивал идею "Судьбы человека" - истории, основанной на реальных событиях. Писатель первым в стране отважился рассказать о судьбе военнопленных во время Великой Отечественной войны. Как же получилось, что автор доверил столь сложную тему абсолютному новичку? Что так задело в этом произведении Сергея Бондарчука? И почему именно на этой картине народный артист вдруг решил стать режиссером?

Трудная любовь Никиты Михалкова и Нонны Мордюковой.
Сегодня картина "Родня" - это жизнь целого поколения - любовь, Олимпиада-80 и конечно же не проходящая ностальгия. Но главное - это встреча двух удивительно талантливых и абсолютно непохожих друг на друга людей - одного из самых харизматичных представителей золотой молодежи того времени режиссера Никиты Михалкова и безусловно уникальной в своем даровании актрисы Нонны Мордюковой.

Скромная деревенская история собрала настоящие жемчужины театра и кино, но солировал в этом оркестре легендарный Михаил Жаров. Как роль деревенского участкового спасла актера Михаила Жарова? Зачем легендарному артисту понадобилось взваливать на себя такую сложную работу? Чем он пожертвовал ради роли Анискина? Почему взялся за режиссуру? И как помог ему обычный сельский инспектор?

В мировой истории роман Льва Толстого "Анна Каренина" экранизировали более 30 раз. В середине 60-х годов к работе приступил советский режиссер Александр Зархи. Сегодня его фильм считается самой точной киноверсией знаменитого произведения, а Татьяна Самойлова вот уже 40 лет носит мировое звание самой знаменитой Анны Карениной. Кто же помогал режиссеру создавать легендарный фильм? Зачем на площадку приходил Инокентий Смоктуновский? Почему Александр Зархи пригласил на роль влюбленных бывших супругов Татьяну Самойлову и Василия Ланового? И как их прежние отношения повлияли на съемочный процесс?

Популярное