Документальные фильмы про культуру

Мы советуем всем нашим зрителям познакомиться с прекрасными документальными фильмами, сюжеты которых посвящены искусству, культурным ценностям и жизни великих творцов. Чувство прекрасного, особое отношение к красоте и оценочное суждение по отношению ко всему, что окружает нас, дано человеку от природы с самого рождения. Все эти составляющие сыграли немаловажную роль в формировании отраслей культуры и искусства, которыми мы имеем возможность восхищаться по сей день.

Они стали легендами при жизни. Блистали на киноэкране и на сцене театра. Их любили, ими восхищались... Но что скрывалось за красивой обложкой их жизни? Неизвестные истории о людях, внесших неоценимый вклад в советское кино.

16 выпусков

Все выпуски 2019 года:

1. Новогодняя трилогия Эльдара Рязанова
2. Фаина Раневская
3. Евгений Моргунов
4. Нонна Мордюкова
5. Сергей Шакуров
6. Евгений Весник
7. Олег Даль
8. Станислав Говорухин
9. Михаил Козаков
10. Сергей Герасимов
11. Владимир Зельдин
12. Олег Табаков
13. Сергей Никоненко
14. Леонид Филатов
15. Николай Крючков
16. Борис Щербаков


Не так много в истории отечественного телевидения программ-долгожителей. "Огонек" родился 6 апреля 1962 года и под разными названиями дожил до сегодняшних дней. Новый год без нее немыслим. Впервые для документального кино эксклюзивное интервью дал Валерий Леонтьев. Другие спикеры: народный артист СССР Игорь Кириллов, композитор Владимир Матецкий, бывший зампред Гостелерадио Генрих Юшкявичюс.

26 декабря в Москве в возрасте 86 лет скончалась легендарная актриса, режиссер и художественный руководитель театра "Современник" Галина Волчек. Она стала первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР, воспитала не одно поколение актеров и была для них второй мамой. Галина Волчек - "Своевременная женщина"...

Леонид Гайдай много лет мечтал экранизировать искрометный роман Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Режиссер был уверен, что комедия полюбится зрителям. Он предложил свою идею Госкино, но ему велели подождать. Михаил Швейцер тогда как раз снимал своего "Золотого теленка".

Чтобы не терять времени даром, Гайдай начал работу над "Бриллиантовой рукой". И однажды совершенно случайно узнал, что "Двенадцать стульев" собирается ставить другой режиссер – Георгий Данелия, который, к счастью, уступил права на экранизацию своему коллеге. Гайдай начал работать над сценарием. В соавторы взял известного сценариста Владлена Бахнова. Для всех это решение стало неожиданностью. Раньше режиссер работал с драматургом Яковом Костюковским.

О чем спорили Леонид Гайдай и Владлен Бахнов? За что исполнитель роли Остапа Бендера обиделся на режиссера? Кого из актеров оставили без штанов? И зачем Михаил Пуговкин перед началом съемок просил благословения у священника?


Для каждого Новый год особенный праздник. Песни из новогодних комедий сразу становились популярными, хотя зачастую создавались в предновогодней спешке и хлопотах.

Как случайная встреча в студии звукозаписи повлияла на рождение всеми любимого новогоднего шлягера? Почему Савелию Крамарову так и не дали спеть в кино? И в чем певица Татьяна Сашко превзошла Аллу Пугачеву?

26 декабря 2019 года на 87-м году жизни не стало знаменитого режиссера, художественного руководителя Московского театра «Современник» Галины Борисовны Волчек. Ее памяти Первый канал посвящает повтор ее интервью в программе «Наедине со всеми».

Она всегда была первой. Первой не побоялась взяться за руководство театром, первой прорвала культурную блокаду, заставив Бродвей стоя рукоплескать современному русскому театру, и первой из советских режиссеров ставила спектакли в Соединенных Штатах.

Ее детство прошло в киношной среде, но свою судьбу она накрепко связала с театром. Будучи самой юной выпускницей Школы-студии МХАТ, она вместе с однокурсниками создавала театр «Современник», который возглавил молодой Олег Ефремов, под его руководством придумывала удивительные спектакли, ставшие символами хрущевской «оттепели», а когда Ефремов ушел во МХАТ, стала главным режиссером, а потом и художественным руководителем знаменитого театра.

Про свою личную жизнь она говорила, что у нее было два мужа, несколько романов и одно недоразумение. Брак с актером Евгением Евстигнеевым подарил ей самую большую любовь в жизни — сына Дениса, талантливого оператора, режиссера и продюсера, достойного продолжателя творческой династии.

Она всегда понимала: жизнь театра — в смене поколений, и потому собирала молодую труппу и приглашала молодых режиссеров. Наедине со всеми была народная артистка СССР, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек.

Хорошее кино нередко сходит к нам с театральных подмостков. Драматург пишет пьесу, в театр приходит кинорежиссер и его осеняет: "Да! Из этого спектакля выйдет замечательный фильм!". Но это только начало истории. Путь из театра до кино порой получается очень долгим. Со множеством испытаний как для автора, так и для режиссера.

Как пьеса "Возможны варианты" стала фильмом "По семейным обстоятельствам"? Кого играл Георгий Вицин в спектакле "Дикари"? Кто был реальным прототипом Маргариты Павловны в "Покровских воротах"? И какой была долгая дорога этих трех пьес с театральной сцены на экран?

Абсолютно каждый любитель кино знает "Мосфильм" как самую главную отечественную киностудию. Крупнейшая в Европе, в советское время она потрясала своими масштабами, а размахом и успехом лент не уступала даже Голливуду.

"Мосфильм" начал свою работу в 1924 году и носил многозначительное название "Первая фабрика Госкино". Он сразу был назначен ведущей государственной студией страны. Однако в реальности стал ею только через несколько десятков лет, пройдя сложный путь: и войну, и кадровый кризис, и период малокартинья.

Кто из режиссеров превратил "Мосфильм" в киногиганта? Как рождались оскароносные фильмы? Почему студия привлекала лучших из лучших? И как сама стала лидером нашей киноиндустрии?

Ее чувственный, прерывистый, неповторимый голос одних раздражал, а других притягивал. В каждой песне она обнажала душу.

Блистательные мужья и звездные роли. Казалось, Татьяна Доронина идет по жизни, как по цветущему лугу. Однако в действительности всепоглощающая страсть к профессии заставила принести в жертву слишком многое.

Кто не разрешал Дорониной петь в кино? Почему не сложился брак Басилашвили и Дорониной? И почему Татьяна Лиознова хотела, чтобы песню "Нежность" пела Нонна Мордюкова?

Поступив во ВГИК, Шукшин страшно комплексовал из-за своих кирзовых сапог и манер деревенщины. Его сокурсники цитировали Ницше и были столичными мажорами... Но потом Шукшин удачно "монетизировал" свой образ "мужика из народа". И вызывал огромную зависть тех, кто еще вчера морщил нос и считал его туповатым провинциалом.

Они давно живут за границей, но к Новому году решили осчастливить россиян своим возвращением. Наталья Ветлицкая, София Ротару, Нино Катамадзе. С кем вы, мастера культуры? Простят ли их зрители?


Юрий и Виталий Соломины, Олег и Лев Борисовы, Валерий и Владимир Носики.

В разные годы в советском кинематографе работали актеры, которые были родными братьями. Самые известные из них – это, пожалуй, Юрий и Виталий Соломины.

Как правило, сначала артистами становились старшие братья. Но и на младших природа не "отдыхала".

Например, Лев Борисов был актером не менее талантливым, чем его знаменитый брат Олег. А вот артисты Валерий и Владимир Носики известны тем, что, несмотря на все издержки профессии, всегда сохраняли братские отношения и помогали друг другу.

Зачем Олег Борисов отговаривал младшего брата Льва поступать в театральный институт? Почему Юрий Соломин не любил работать с Виталием? Что стало причиной их напряженных отношений? И как актер Владимир Носик пережил смерть родного брата Валерия?

Фильм "Офицеры", вышедший спустя четверть века после окончания Великой Отечественной, стал одним из самых пронзительных высказываний о военном времени. Эта лента получилась настолько близкой и понятной каждому зрителю, потому что о фронте ее создатели знали не понаслышке.

Из-за чего командиры Красной Армии очень полюбили песню "Комсомольская прощальная"? Как вальс "В лесу прифронтовом" стал секретным оружием советских солдат? Кто отвоевал у Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева и Василия Ланового право исполнить "От героев былых времен"? И откуда в ленте появилась знаменитая фраза: "Есть такая профессия – Родину защищать"?

Эти песни никто не планировал и не писал специально для фильмов. Их вообще не должно было быть в советском кино. Их пели артисты, которые были уверены, что они петь совершенно не умеют.

Эти песни появились случайно и должны были пройти незамеченными. Однако неожиданно стали настоящими киношлягерами на долгие годы.

Почему Александр Калягин не стеснялся носить женское платье? Какая неприличная песня стала реваншем за старую обиду? И как Александр Ширвиндт украл шлягер у Олега Басилашвили?

В кино для Ирины Муравьевой никогда не существовало возрастных или жанровых границ. В 30 лет она с легкостью перевоплощалась во вчерашних школьниц, а съемки в социальной драме чередовала с участием в мюзикле.

При выборе ролей решающим для Ирины Муравьевой был сам материал и возможность профессионального роста, а не будущий успех у зрителей. А некоторые свои "звездные" роли артистка и вовсе долгое время не могла полюбить.

Почему одна из самых талантливых артисток Союза не смогла поступить в лучшие театральные ВУЗы страны? Где Владимир Меньшов увидел будущую исполнительницу роли Людмилы в "Москва слезам не верит"? На что пришлось пойти Ирине Муравьевой, чтобы сыграть в "Карнавале"? И из-за чего актриса долгие годы не любила картину "Самая обаятельная и привлекательная" и другие свои роли?

Это сегодня нам кажется, что "Голубой огонек" существовал всегда, но в 1958 году, именно тогда происходит действие фильма "Москва слезам не верит", этой программы ещё не было. "Огонек" появится только спустя 4 года, в апреле 1962-го. Эта программа стала символом советского телевидения. Песни, которые здесь звучали, уже на следующий день становились хитами, а их исполнители звездами. Менялось время, целая эпоха уже позади. Программа пережила и оттепель 60-х, и застой 70-х и гласность 80-х. Сменяли друг друга генсеки, президенты и даже политические режимы, но "Голубой огонек" оставался.

Льва Толстого называют самым кинематографичным русским писателем. Описания в его книгах предельно конкретны, можно сказать, что произведения Толстого – это готовые киносценарии, гениальные и с самого начала обреченные на успех.

В последние годы своей жизни Лев Николаевич присутствовал как минимум на пяти киносеансах. Позже он признавался, что хотел бы стать сценаристом. Вероятно, великий русский писатель был бы польщен, если бы узнал, что по его произведениям снимут около 160 фильмов – не только в России, но и за рубежом.

Почему именитые операторы "Мосфильма" отказались работать с Сергеем Бондарчуком? Из-за чего режиссер "Войны и мира" не поехал на вручение "Оскара"? За что Татьяну Самойлову невзлюбили костюмеры? Почему Швейцер в своем "Воскресении" допустил исторические неточности? И как советские режиссеры экранизировали самые эпичные произведения Льва Толстого?

Сегодня, наверное, нет такого кинематографиста, который, начиная свой творческий путь, не мечтал бы об "Оскаре". Но если спросить, какой наш фильм первым был выдвинут на эту престижную премию, какой впервые получил номинацию, ответят немногие. И это неудивительно.

До 90-х годов в нашей стране об "Оскаре" многие даже не слышали. В советское время эта премия никого не интересовала, о ней никто не мечтал. Мало того, очень долго советские художественные картины вообще не выдвигались на "Оскара".

Когда все изменилось? Чей фильм был первым выдвинут на "Оскар"? Какая картина впервые попала в число номинантов? Как "Оскар" изменил жизнь Сергея Бондарчука? Кто из советских режиссеров был дважды удостоен номинации в категории "Лучший фильм на иностранном языке"?

Как заветная статуэтка попала в руки Георгия Данелии? И что заставило чиновников от кино все-таки выдвинуть на престижную премию так нелюбимую ими картину Владимира Меньшова "Москва слезам не верит"?


Его голос зрители знали и любили, хотя среди них находились и те, кто заявлял, что петь этот актер не умеет. Но поклонники ломились на его концерты и штурмовали кинотеатры, если в картине снимался артист Марк Бернес.

Почему же, находясь на пике славы, он вдруг оказался неугоден властям? Кто травил любимца публики? И почему, несмотря на трудный характер Бернеса, с ним мечтали работать и композиторы, и поэты?

Кажется, что за одну жизнь эта артистка успела прожить несколько судеб. В юности она занималась балетом, совсем не грезила кино и на съемочную площадку попала почти случайно. А спустя 15 лет, на пике славы, популярная актриса перестала сниматься, чтобы стать режиссером. И в каждой из этих профессий она неизменно добивалась успеха. Ее зовут Светлана Дружинина.

Что помешало Светлане Дружининой исполнить свою мечту и стать балериной? Какой опасный поклонник преследовал молодую артистку после яркого дебюта в кино? Зачем на съемочную площадку картины "Дело было в Пенькове" приезжала Нонна Мордюкова? И почему Светлану Сергеевну чуть не сняли с роли Анфисы в культовом фильме "Девчата"?

Популярное